Права потребителей и обязанности продавцов

В последнее время стремительно развивается интернет-торговля. При этом успех цифровой экономики зависит от доверия и безопасности потребителей. Покупатель должен быть информирован о том, кто именно несет ответственность на каждом этапе поставки товара, сроке его использования.
На что нужно обращать внимание, приобретая товар в интернет-магазинах? Какими правами обладают потребители? На эти и другие вопросы ответила главный врач Чашникского районного центра гигиены и эпидемиологии Вероника Шнитко.


— На сегодняшний день торговля по образцам с использованием сети Интернет регулируется законами «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республики Беларусь», «О защите прав потребителей» и правилами продажи отдельных видов товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета министров РБ, — подчеркнула Вероника Валерьевна.
Следует обратить особое внимание, что в обязательном порядке продавец на сайте интернет-магазина должен довести до потребителя информацию о наименовании (фирменное наименование), месте нахождения изготовителя (продавца), для индивидуальных предпринимателей — фамилия, собственное имя, отчество и место жительства, наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и его техническое обслуживание. Если изготовителем (продавцом, ремонтной организацией, представителем) является ИП — фамилию, собственное имя, отчество. На сайте нужно разместить сведения о государственной регистрации, УНП, ссылка на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара, режим работы магазина, дату включения интернет-магазина в Торговый реестр Республики Беларусь.
Также на главной странице должны быть информация о способах оплаты товаров и их доставке, наименовании товара, наименовании и местонахождении его изготовителя, поставщика, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков или его техническое обслуживание, о гарантийном сроке (если он установлен).
На сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли потребитель может проверить, зарегистрирован ли определенный интернет-магазин в Торговом реестре.
При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права. Он имеет право в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара ненадлежащего качества обменять на аналогичный либо возвратить его. Исключение составляют товары, предусмотренные постановлением Совета министров Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В случае обмена или возврата потребитель обязан возвратить товар в потребительской упаковке, если он был продан в ней.

По материалам Чашникского районного центра гигиены и эпидемиологии подготовила Наталья СТУКАЛОВА.