Беларусь вершит историю

Эксперты о том, что дал нашей стране, нашим педагогам и нашим учащимся открытый урок по истории от Президента.

Истоки белорусской государственно­сти, историческая память и патриотизм, современная геополитика, показатель­ные параллели с тем, какой она была на протяжении веков. Перед аудиторией, состоящей едва ли не из всех школьни­ков, учащихся ссузов и студентов стра­ны, Президент Александр Лукашенко выступал и как педагог, и как политик. Эксперты позже скажут: провести Главе государства уникальный, почти четырех­часовой открытый урок на тему «Исто­рическая память — дорога в будущее!», лично расставить акценты в нынешних реалиях было просто необходимо. Объ­ясняем почему.

ПРЯМОЙ ДИАЛОГ. Увы, но спорные исторические моменты зачастую стано­вятся предметом всевозможных полити­ческих игр. Рассуждать о том или ином факте с точки зрения того, как этого хо­тят наши оппоненты? Нет уж, извольте. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алек­сей Авдонин, гово­ря об этом, предла­гает перенестись в 1990-е годы, когда школьники изучали историю Беларуси по памятным мно­гим то ли книжкам, то ли брошюрам в мягких (чем-то напо­минающих туалетную бумагу) обложках бело-красно-белых цветов, которые раз­рабатывали адепты «западной демокра­тии». И их целью, подчеркивает эксперт, было отнюдь не воспитание патриотов, а развитие в белорусах национализма:

— Основа формирования национа­лизма шла как раз за счет неправильной интерпретации исторических событий. Поэтому Президент, проведя это заня­тие, фактически дал правильные тезисы, правильные установки по правильной трактовке истории. Иначе мы можем привнести в сознание молодежи совер­шенно иные ценности — и уже через 10- 15-20 лет получим абсолютно другое об­щество, которое будет тяготеть не к своей Родине, не к своему народу, а к жвачкам, джинсам и лейблам.

Прямой же диалог Главы государства со школьниками, находящимися факти­чески в любой точке Беларуси, означает только одно: то, что ни преподаватель, ни какая-то система в том или ином рай­оне не исказит самого главного — суть государственной политики по патрио­тизму, идеологии, воспитанию, истории. Почему тема истории определена как самая главная? Если мы не занимаемся историей, ею займется кто-то другой.

УРОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ИДЕО­ЛОГОВ. Этот урок, считают специали­сты, вполне можно было рассматривать и как мастер-класс для педагогов. С мето­дологической точки зрения в том числе. Глава государства сделал занятие именно таким, каким оно и должно, по его мне­нию, быть: опросил, изложил, вышел к карте, наглядно показал, подиску­тировал. Директор минской средней школы № 67 Та­тьяна Коваленя тем временем обра­тила внимание на еще один нюанс. Мероприятие во Двор­це Независимости, анализирует она, по­зволило взглянуть на преподавание, что называется, со стороны:

— Президент ведь задавал вопросы не только непосредственно на знание исто­рии, но и те, которые касались личного отношения к ней. И, когда у присутству­ющих спрашивали элементарное: «Чем вы можете гордиться (какими достиже­ниями своей страны, какими события­ми)?» — многие оказывались в тупике.

Отсюда вывод: мало просто изучить историю, нужно ее понимать. И в во­просе Главы государства присутствовал определенный подтекст на понимание того, как именно мы преподаем историю, насколько дети ее воспринимают и запо­минают, есть ли у них свое мнение. Очень хорошо, когда мнение было. Мы должны строить свои уроки так, чтобы каждый, кто пришел к 11-му классу, четко осозна­вал, какое место занимает история нашей страны в истории других государств и ка­ким образом мы пришли к суверенитету и независимости.

Начальник информационно-ана­литического управления Секрета­риата Совета Республики кандидат юридических наук Екатерина Речиц добавляет, что как мастер-класс это мероприятие могли рассматривать не только учителя, но и все, кто работает с обществом:

— По моему вос­приятию, это событие является логиче­ским продолжением Послания Главы государства белорусскому народу и На­циональному собранию, — отметила она. — Если в ходе Послания Президентом были заданы белорусам три ключевых вопроса, то в ходе этого урока Александр Лукашенко уже призывал к ответу. Мож­но сказать, что во Дворце Независимости на встречу собралась миниатюрная мо­дель белорусского общества, наиболее прогрессивно думающая его часть. Соот­ветственно, с этой части общества наибо­лее разумно спрашивать ответ на данные вопросы… На мероприятии было рас­ставлено много мегаполезных акцентов и для идеологов (кто работает в системе государственного управления, выступает перед общественностью), и для тех, кто работает в системе образования. Это ка­салось всех, кто должен разделять ответ­ственность за воспитание просвещенно­го общества.

На теме исторической памяти, напо­минает Екатерина Речиц, Беларусь и во­все делает особый акцент:

— Белорусы должны четко понимать, как все было на самом деле. Пришло то время, когда толерантно говорить об истории, к сожалению, не приходится. Нужно говорить обо всем объективно и открыто, даже если кому-то на внешнем контуре это не очень нравится. Мы долж­ны прежде всего думать о том, чтобы наши люди знали правдивую информа­цию. Замалчивание исторических фак­тов будет во вред нашим национальным интересам. Сейчас правдивая история — это главное оружие, чтобы обезопасить себя от недружественных выпадов извне.

ПОЛНАЯ ОТКРЫТОСТЬ. Удался ли урок в подобном формате? Однозначно! При­сутствующих (и не только их) зацепила не только содержа­тельная составляющая, не только воз­можность высказаться всем желающим и подискутировать на ту или иную тему с Главой государства. Депутат Палаты представителей Национального со­брания Олег Гайдукевич прежде всего обращает внимание на открытость и лег­кость, с которой Президент обращался с молодежью:

— Я был очень впечатлен откровен­ностью Президента и еще раз убедился в том, что это настоящий лидер. Александр Лукашенко откровенно и честно расска­зал даже о том, о чем наши некоторые белорусские историки боялись говорить в открытую, расставил исторические ак­центы по многим очень важным для на­шей страны вещам и событиям.

Успех во вчерашней лекции Главы государства, на мой взгляд как полити­ка и депутата, — в честности. Александр Лукашенко очень легко общался с мо­лодежью, потому что говорил правду. А знаете, почему это залог успеха? Моло­дежь ложь видит всегда. Если ты прихо­дишь в аудиторию со школьниками, под­ростками и начинаешь юлить, они всегда это почувствуют. Любой европейский лидер в такой ситуации вряд ли бы спра­вился — со своими обтекаемыми фраза­ми вокруг да около и сверхтолерантно­стью, от которой уже тошнит. Александр Лукашенко же говорил с ребятами от­кровенно, не боясь острых вопросов.

Что дальше? Олег Гайдукевич пред­лагает брать посылы выступления Президента по ряду исторических фак­тов и строить на этом фундаментальную идеологическую базу:

— То, о чем говорил Президент, объединяет всех белорусов. Разве это не так? Все мы в конечном итоге хотим видеть сильную, процветающую Беларусь, об­ладающую независимостью и суверени­тетом. На открытом уроке выступал ли­дер, который отстаивает национальные интересы своей страны. У него болит сердце за эту страну, он живет ею — это я 1 сентября слышал в его словах.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Вадим Гигин, председатель РГОО «Белорус­ское общество «Знание»:

— Готов учебник по истории белорусской государственности. Он экспериментальный. Данную дисци­плину мы читаем только первый год — с 1 сентября в нашей стране стартовало реформирование преподавания социаль­но-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях. Мы открыты к за­мечаниям и предложениям. Что касает­ся других книг по истории, с некоторы­ми из них имеются большие вопросы. В книжных магазинах есть и политическая пропаганда, призванная исказить наци­ональное сознание наших граждан, ко­торая к истории никакого отношения не имеет. У нас создан совет по исторической политике, и мы постепенно разбираемся с накопившимися проблемами. Напри­мер, было очень много нареканий по экс­курсоводам (мы видим соответствующую активность граждан), поэтому в повестку дня у нас встала тема наведения порядка по трансляции исторических знаний. С этим тоже будем вести работу.

Дмитрий УМПИРОВИЧ

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мир охвачен событиями, которые требуют своевременного разъяснения позиции государства. Позиции, основан­ной на многовековом опыте разных по­колений белорусов, на их историческом выборе, на подвигах наших предков, на примерах истинной любви к своей зем­ле… Мы уже отметили, что без того, что мы прожили, без нашей истории будуще­го не будет. Даже не будущего: мы сегод­няшние события не сможем оценить, не зная нашей истории.

Во время открытого урока

«Историческая память — дорога в будущее!», 01.09.2022