Талант, воспитанный интернациональным братством: судьба Григория Релеса
Его жизнь – как сложный узел, связавший судьбы, поколения, времена и народы. Прошло 110 лет с тех пор, как в местечке Чашники в одной из многочисленных еврейских семей появился на свет Гриша Релес.
Нужно отметить, что будущий знаменитый поэт, литератор и писатель не получил от родителей титулов или крупных банковских вкладов. Семья жила более чем скромно. Отец работал домашним учителем, особенно тяжело стало после преждевременной смерти матери.
Но наследство все-таки было. Интеллигентность, жадную тягу к знаниям, любовь к литературе – все это мальчик перенял у отца. Лейба Релес, волею судьбы оказавшийся в Чашниках, был ученым, образованным человеком. Его статьи и стихи на иврите печатались в типографии, принадлежавшей матери будущего кинорежиссера Михаила Ромма, автора кинофильма «Обыкновенный фашизм». Знаком был Релес-старший с молодыми Янкой Купалой и Змитроком Бядулей, которые также пользовались услугами типографии «старухи Ромм», как называли за глаза хозяйку издательства.
Отцовское воспитание и собственная тяга к знаниям помогли мальчику не сдаться перед трудностями в виде Гражданской войны, нищеты и разрухи. Самостоятельно подготовившись, он поступает сразу в пятый класс Белорусской семилетки (ныне первая чашникская школа). Именно здесь, занимаясь в школьном литературном кружке, Гриша написал для стенгазеты свои первые стихи.
Как рассказывал позже школьный товарищ Григория Релеса белорусский литературовед Дмитрий Политыко, «…в те далекие годы наше местечко жадно тянулось ко всему новому. Любопытный мальчик, Релес воспринимал все это торжественно, поэтично. Революция узаконила интернациональное братство нашего городка. Свои первые стихи мы писали каждый на своем языке, но мы понимали язык друг друга. Русские, белорусы, поляки и евреи – мы были детьми одного времени».
Поэзия, литературное творчество, однажды завладев душой Релеса, не отпускали его уже всю последующую жизнь. Окончив литературный факультет Минского пединститута (сегодня БГПУ имени Максима Танка), работая журналистом, преподавая в школах, он все свободное время пишет. Публикуется в региональных изданиях, республиканских газетах и журналах. Уже в 1934 году 21-летнего Григория Релеса принимают в Союз писателей Беларуси. И в стихах, и в прозе он пишет о любви, дружбе, и, конечно, о своем родном уголке – местечке Чашники.
Огромной личной трагедией, оставившей след в его творчестве, стала для Релеса Великая Отечественная война. Он был в командировке в Минске, когда жена и маленькая дочурка попали в лапы к фашистским нелюдям. Немецкие самолеты уже бомбили железнодорожные станции. Григорий Львович пошел пешком к семье, но в 20-ти километрах от Минска его остановили военные и приказали идти назад. Уговаривать их было бесполезно. После войны Релес долго искал жену и дочь, надеялся на чудо. Но его не случилось, семья поэта погибла в августе 1941 года.
После войны вплоть до выхода на пенсию Релес преподает русский язык и литературу в вечерних школах Минска. Одновременно ездит по бывшим еврейским городкам Беларуси, чтобы собрать материалы для будущих книг. Ему важно успеть запечатлеть воспоминания об уничтоженном фашистами феномене еврейских местечек, побеседовать с оставшимися в живых очевидцами довоенной жизни и ужасов оккупации. В итоге в свет выходит его книга «Под каждой крышей», включившая рассказы, новеллы и юморески о жизни людей былой черты оседлости.
Его многочисленные книги изданы на идише, белорусском и русском языках. Причем на белорусский произведения переводил Григорий Бородулин, с которым нашего земляка связывала настоящая дружба. А сам Релес переводил белорусских авторов на идиш, оставаясь хранителем этого языка на протяжении жизни.
18 сентября 2004 года на 92-м году жизни ушел от нас Григорий Релес. Перед смертью он успел издать свою последнюю книгу, посвященную еврейским советским писателям Беларуси.
Как верно заметил наш Президент, «…в историческом прошлом — истоки белорусской веротерпимости и уважения к другим народам… Элементы разных национальных культур органично вплетены в наш быт. Так будет всегда». На нашей земле находится место каждому, кто хочет жить, трудиться и творить. И судьба Григория Релеса – лучшее тому подтверждение.
Верность литературе Григорий Релес пронес через всю свою долгую жизнь. Как и преданность родному местечку Чашники, которому автор посвятил немало поэтических строк
Андрей ШИДЛОВСКИЙ