Талант, воспитанный интернациональным братством: судьба Григория Релеса

Его жизнь – как сложный узел, связавший судьбы, поколения, времена и народы. Прошло 110 лет с тех пор, как в местечке Чашники в одной из многочисленных еврейских семей появился на свет Гриша Релес.

Нужно отметить, что будущий знаменитый поэт, литератор и писатель не получил от ро­дителей титулов или крупных банковских вкладов. Семья жила более чем скромно. Отец работал домашним учителем, особенно тяжело стало после преждевременной смерти ма­тери.

Но наследство все-таки было. Интеллигентность, жад­ную тягу к знаниям, любовь к литературе – все это мальчик перенял у отца. Лейба Релес, волею судьбы оказавшийся в Чашниках, был ученым, об­разованным человеком. Его статьи и стихи на иврите пе­чатались в типографии, при­надлежавшей матери будуще­го кинорежиссера Михаила Ромма, автора кинофильма «Обыкновенный фашизм». Знаком был Релес-старший с молодыми Янкой Купалой и Змитроком Бядулей, ко­торые также пользовались ус­лугами типографии «старухи Ромм», как называли за глаза хозяйку издательства.

Отцовское воспитание и собственная тяга к знаниям помогли мальчику не сдать­ся перед трудностями в виде Гражданской войны, нищеты и разрухи. Самостоятельно подготовившись, он поступает сразу в пятый класс Белорус­ской семилетки (ныне первая чашникская школа). Именно здесь, занимаясь в школьном литературном кружке, Гриша написал для стенгазеты свои первые стихи.

Как рассказывал позже школьный товарищ Григория Релеса белорусский литера­туровед Дмитрий Политы­ко, «…в те далекие годы наше местечко жадно тянулось ко всему новому. Любопытный мальчик, Релес воспринимал все это торжественно, поэ­тично. Революция узаконила интернациональное братство нашего город­ка. Свои первые стихи мы писали каждый на сво­ем языке, но мы понимали язык друг друга. Рус­ские, белорусы, поляки и евреи – мы были деть­ми одного вре­мени».

Поэзия, литературное творчество, од­нажды завладев душой Реле­са, не отпуска­ли его уже всю последующую жизнь. Окон­чив литератур­ный факуль­тет Минского пединститута (сегодня БГПУ имени Максима Танка), работая журналистом, преподавая в школах, он все свободное время пишет. Публи­куется в региональных изда­ниях, республиканских газетах и журналах. Уже в 1934 году 21-летнего Григория Релеса принимают в Союз писателей Беларуси. И в стихах, и в прозе он пишет о любви, дружбе, и, конечно, о своем родном угол­ке – местечке Чашники.

Огромной личной траге­дией, оставившей след в его творчестве, стала для Релеса Великая Отечественная война. Он был в командировке в Мин­ске, когда жена и маленькая дочурка попали в лапы к фа­шистским нелюдям. Немецкие самолеты уже бомбили желез­нодорожные станции. Григо­рий Львович пошел пешком к семье, но в 20-ти километрах от Минска его остановили во­енные и приказали идти назад. Уговаривать их было беспо­лезно. После войны Релес дол­го искал жену и дочь, надеялся на чудо. Но его не случилось, семья поэта погибла в августе 1941 года.

После войны вплоть до вы­хода на пенсию Релес препода­ет русский язык и литературу в вечерних школах Минска. Од­новременно ездит по бывшим еврейским городкам Беларуси, чтобы собрать материалы для будущих книг. Ему важно успеть запечатлеть воспоминания об уничтоженном фашистами фе­номене еврейских местечек, побеседовать с оставшимися в живых очевидцами довоенной жизни и ужасов оккупации. В итоге в свет выходит его книга «Под каждой крышей», вклю­чившая рассказы, новеллы и юморески о жизни людей бы­лой черты оседлости.

Его многочисленные книги изданы на идише, белорусском и русском языках. Причем на белорусский произведе­ния переводил Григорий Бо­родулин, с которым нашего земляка связывала настоящая дружба. А сам Релес переводил белорусских авторов на идиш, оставаясь хранителем этого языка на протяжении жизни.

18 сентября 2004 года на 92-м году жизни ушел от нас Григорий Релес. Перед смер­тью он успел издать свою по­следнюю книгу, посвященную еврейским советским писате­лям Беларуси.

Как верно заметил наш Пре­зидент, «…в историческом про­шлом — истоки белорусской веротерпимости и уважения к другим народам… Элемен­ты разных национальных культур органично вплетены в наш быт. Так будет всегда». На нашей земле находится ме­сто каждому, кто хочет жить, трудиться и творить. И судьба Григория Релеса – лучшее тому подтверждение.

Верность литературе Григорий Релес пронес через всю свою долгую жизнь. Как и преданность родному местечку Чашники, которому автор посвятил немало поэтических строк

Андрей ШИДЛОВСКИЙ