Чашникские спасатели проводят большую работу по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности

Пятилетняя девочка получила ожоги, играя возле костра у дома, двухлетняя малышка выпала из открытого окна с высоты седьмого этажа, шестилетний мальчик, купаясь в реке, нырнул, но так и не вынырнул. Спасатели долго могут приводить примеры из реальной жизни, когда взрослые не досмотрели, не проконтролировали, не обеспечили безопасность, а пострадали дети. О том, какие нюансы следует учесть, чтобы предупредить несчастье, а также многом другом беседуем с инспектором сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Чашникского РОЧС Юлией Костюковой.

– Давайте начнем с цифр. Как сложилась ситуация с детским травматизмом в прошлом году?

– От внешних причин в 2022 году в республике по­гибло 112 детей в возрасте до 17 лет. Несмотря на большое разнообразие полученных ребятами травм, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрос­лых, неосторожное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению опасных ситуаций способству­ют и психологические осо­бенности детей: любознатель­ность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда – отсутствие чувства опасности.

– Если составлять ус­ловную карту наиболее опасных мест, какие зоны Вы бы отметили?

– Безусловно, туда вошли бы водоемы, дачные участки, открытые окна, спички и дру­гие источники зажигания в доступном месте. Кроме этого, дети могут получить серьезные травмы из-за неосторожно­сти при использовании легко воспламеняющихся жидко­стей. Вспышки паров бензи­на, ацетона, бензола, толуола, некоторых спиртов и эфиров периодически становятся при­чиной возгораний, в результа­те которых несовершеннолет­ние попадают в больницу.

– Некоторых, пожалуй, удивят в этом списке от­крытые окна.

– Приведу случай, кото­рый произошел в июле про­шлого года в Минске. Ше­стилетняя девочка осталась дома вместе с бабушкой. Пока ребенок спал, пенсионерка отправилась в ближайший магазин. По возвращении она обнаружила, что внучки нет в квартире, а в родительской спальне распахнуто окно и нет москитной сетки. Лежащую на земле девочку обнаружил со­сед, который вызвал скорую помощь, но спасти ребенка не удалось. Особенно часто о подобных случаях можно ус­лышать в конце весны, летом и в начале осени. Происходит это по разным причинам: дети играли или опирались на мо­скитные сетки, родителей не было рядом – случается раз­ное. Чтобы избежать подоб­ного, необходимо установить блокираторы открывания окон или специальные фикса­торы, отодвинуть на безопас­ное расстояние всю мебель и не позволять ребенку играть на подоконнике.

– Что касается водо­емов, тут все очевидно: нельзя отпускать детей одних купаться, оставлять их без присмотра у воды, разрешать нырять в незна­комых местах.

– Я бы расширила этот спи­сок. Как показывает практика, утонуть ребенок может и в небольшом водоеме, который находится на придомовой тер­ритории. Поэтому необходи­мо закрыть колодцы, ведра с водой, оградить бассейны на садовых и дачных участках. В идеале нужно учить ребенка плавать с раннего возраста. Но даже если он умеет хорошо держаться на воде, не спускай­те с него глаз.

– Насколько я знаю, при­чиной несчастных случаев могут стать и гаджеты.

– Телефоны, планшеты и прочие блага цивилизации в прямом смысле заполонили головы мальчишек и девчо­нок. Дети с телефонами в ру­ках – это наша реальность. То, что такие привычные для нас вещи могут быть и очень опас­ными, тоже бесспорный факт. Снова приведу в пример слу­чай, который имел место в Ка­линковичах. Поздно вечером мальчик поставил свой новый телефон на подзарядку и по­шел спать. Утром, собираясь в школу, он отсоединил заряд­ное устройство от смартфона и заметил, что мобильный не работает. Попробовал вклю­чить – безрезультатно. Тогда школьник решил достать ак­кумулятор, чтобы перезапу­стить телефон, но, как толь­ко он снял крышку аппарата, раздался хлопок, и смартфон выпал из рук. Школьник рас­сказал о случившемся маме. Когда они вместе вернулись в комнату, где произошел взрыв, то увидели, что там много дыма, а ковер, на ко­торый упала аккумуляторная батарея, и диван прожжены. Быстро потушив возгорание и проветрив комнату, семья обратилась к спасателям. Еще один момент – увлечение сел­фи. Чтобы заполучить завет­ный кадр, собрать большое количество лайков и коммен­тариев, ребята могут подвер­гать свою жизнь серьезной опасности.

– Что же делать роди­телям, как научить ребен­ка правилам безопасного поведения?

– Здесь все просто. Не надо многократно повторять «нель­зя», лучше прочитать ребенку сказку, а потом обсудить ее, сделав акцент на ошибках ска­зочного персонажа и способах их избежать. Можно нарисо­вать с малышом план вашего жилья, отметив красным цве­том опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторож­ным и что делать в случае опас­ности. Играя вместе, можно научить свое чадо правильно вызывать спасателей, а про­смотр тематических мультфильмов поможет сориентироваться в опасной ситуа­ции. Главное, помнить, что ни­кто лучше нас не позаботится о детях.

Галина ЖУКОВА