Фотофакт. Круглый стол по теме «Подростковый суицид: как избежать трагедии» прошел в Новолукомле

Чтобы предупредить детский суицид, важно вовремя увидеть тревожные сигналы. Как распознать риск суицидального поведения и понять, что конкретно делать в той или иной ситуации? Это и многое другое обсудили во время круглого стола, который по инициативе комиссии по делам несовершеннолетних Чашникского райисполкома прошел в центре профилактики «Альтернатива».

Валентина Красовская, врач-психотерапевт УЗ «Новолукомльская ЦРБ», акцентировала внимание на том, что к группам суицидального риска относятся подростки в сложной семейной ситуации, испытывающие серьезные проблемы в учебе, дети, у которых нет друзей, интересных увлечений, склонные к депрессии и другие.

— Суицидальные попытки в подростковом возрасте часто носят ситуативный характер, совершаются по принципу «короткого замыкания», на высоте аффекта. Например, резкое замечание, незаслуженное наказание — и сразу же реакция, — отметила Валентина Владимировна. – В отличие от таковых у взрослых, они не имеют прямолинейной зависимости от наличия и характера психопатологической симптоматики. Конфликты, приводящие к формированию суицидального поведения, чаще всего кратковременные, объективно нетяжелые с широким диапазоном сфер отношений – от бытовых ссор до конфликтов или внутреннего кризиса. Прослеживается гендерная специфика, мальчики чаще совершают суициды нежели девушки.

За прошлый год в Витебской области несовершеннолетние совершили два суицида и 117 парасуицидов. В первом квартале текущего года зарегистрировано 25 парасуицидов. В том числе в Чашникском районе четыре и один соответственно. На учете врача-психотерапевта УЗ «Новолукомльская ЦРБ» состоит четыре несовершеннолетних.

Очень часто дети сталкиваются в школе с травлей, многие проходят через буллинг. По словам Анны Подрез, директора Чашникского районного социально-педагогический центра, волну преследований может вызвать все, что угодно: внешний вид, положение семьи и даже умственные способности.

Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые вещи. Учитель должен показать: главный лидер в классе – педагог, убедить, что он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети готовы пойти за ним.

Детям сложно самостоятельно справиться с буллингом. Здесь нужна помощь взрослых, учителя или родителя, которые своим авторитетом смогут поставить точку в преследовании. Причем решать проблему нужно не отдельно с обиженным или обидчиком, а в группе, считает Анна Олеговна.

— Для ребенка кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую, — отмечает педагог-психолог СШ №2 г. Новолукомля имени Ф. Ф. Озмителя. – Будь то конфликт со взрослыми, друзьями, несчастная любовь, разрыв отношений, издевательства со стороны сверстников, травля в социальных сетях, тяжелая жизненная ситуация и многое другое. Все это каждый воспринимает по-своему. Взрослые могут недооценить серьезность переживаний ребенка и не оказать вовремя необходимой поддержки. В результате дети ощущают непонимание и одиночество, пытаются решать свои проблемы разными способами. Именно поэтому необходимо говорить с подростками на равных о том, что ценно и значимо в жизни для вас, как вы преодолеваете жизненные трудности.

Алексей Шауро, благочинный церквей Новолукомльского округа, отмечает, что дети несчастны, когда их не любят или они не видят любви.

— От этого несчастья они чувствуют себя одинокими. В Священном Писании четко и ясно написано: «Любовь не ищет своего». То есть, если ты по-настоящему любишь своего ребенка, ищешь ли ты ответной любви? Конечно, нет. Если ты любишь человека, то даришь эту любовь с безмерностью и беззаветностью. Мы должны учить этому и ребят. Наши дети страдают от собственного эгоизма, они не ставят целью любить кого-то, заботиться о ком-то. Учите их быть самостоятельными, помогать старшим. С младенчества прививайте понимание того, что жизнь – великая ценность. И совершенно не важно, в каком положении или статусе ты живешь в этом мире.

Наталья СТУКАЛОВА