Звонок из Норвегии

Изображение 085
Новолукомчанка Тамара Николаевна Паджарая, которая родилась и провела детство в деревне Слободка Чашникского района, и подумать не могла, что семья её матери получила ещё не все вести с минувшей войны, что спустя 70 лет они придут в дом к ней самой из далёкой Норвегии… Своего сына, кадрового военного Александра Приставко, Степан Приставко продолжал искать и после того, как семья получила извещение, что офицер Красной Армии пропал без вести. Писал запросы во всевозможные инстанции, надеясь узнать хотя бы место захоронения. Но всё было тщетно… Боль с рассказами старших передавалась младшему поколению. Внучка Тамара знала, что два её дяди – Александр и Владимир – погибли на фронте. Портрет Александра в военной форме висел на самом видном месте в доме бабушки. Отец и мать, братья и сестры всегда гордились парнем и до конца дней оплакивали невосполнимую потерю. Крестьянский паренёк смог выучиться на офицера. В1941-м преподавал в Пуховичском военно-пехотном училище. А дальше была война…
Линия фронта разделила судьбы родных. Родители с младшими детьми жили на территории оккупированной Беларуси, куда письма-треугольники с фронта станут доходить только в 44-м. А офицер выполнял воинский долг по защите Отечества. Треугольника с почерком Александра родные так и не получили, он погиб в 1943-м. Как считали близкие, ушёл из жизни, не успев создать семьи, оставить наследников.
Телефонный звонок, раздавшийся в квартире новолукомчанки Тамары Паджарой, племянницы погибшего, в конце минувшего года снял покров с тайны, скрытой в военном времени… Отправляясь в 1941-м вместе с училищем в эвакуацию в Великий Устюг, Александр не предполагал, что в суровом северном краю его ждёт судьба. Она звалась Надежда. Молодые познакомились в Каргополе, где вместе с училищем окажется 23-летний офицер после Великого Устюга. Северянка Надя Зыкова вместе с подругами также мечтала стать полезной фронту. В Каргополе организованы курсы медсестёр. Чтобы получить такую нужную на войне профессию, девушка приезжает в город и осваивает медицинское дело. Надежда и Александр зарегистрировали брак в 1942-м. Приставки верили, что война скоро кончится, что впереди у них долгая и счастливая жизнь. Сбыться надеждам было не суждено Александр вскоре ушёл на фронт. Летом 1943-го Надежда Приставко-Зыкова родила дочь, которую назвала Ириной. В декабре молодая мама получила извещение о том, что муж пропал без вести. Как стало известно позже, Александр Степанович Приставко, уроженец Слободки Чашникского района, 1918-го года рождения, погиб в боях под Невелем. Посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. О том, что у мужа есть родственники в Беларуси, офицерская вдова знала. Мысли найти их возникали не раз, она рассказывала подраставшей Ирине то, что успела узнать от мужа. Но искать в те годы было непросто. Поиск с белорусской стороны никак не способствовал воссоединению родственников. Степан Грирорьевич, пытавшийся узнать хоть что-то о сыне, не смог узнать даже то, что у Александра есть семья. Шло время. Для Приставок с севера мечта найти родных в Беларуси с каждым годом казалась всё менее реальной. Ирина Приставко выросла, вышла замуж, родила и воспитала двух дочерей, в настоящее время живёт в Архангельске. Она много рассказывала Юлии и Яне про их героического деда, может, даже не подозревала, какое сильное желание узнать о родственниках пробудила в их душах. Девочки выросли. Юля вышла замуж за иностранца, уехала жить в Норвегию, но с надеждой найти родственников деда так и не рассталась. Она писала письма в различные инстанции. В ответах, приходивших на её имя, встречались и запросы, сделанные прадедом в первые послевоенные годы.
Российские поисковики обратились в Министерство внутренних дел Беларуси. Сотрудникам Чашникского РОВД пришлось опросить немало людей, прежде чем поставить последнюю точку в поиске. Нити привели к Тамаре Николаевне Паджарой. Из трёх братьев и четырёх сестёр Александра только Татьяна, мать новолукомчанки, до конца дней проживала в Слободке. Остальных судьба увела из родных мест. В живых сегодня только одна сестра, проживающая в Витебске. А вот племянников, которым не суждено было увидеть своего дядю, много.
Почти каждый день пенсионерка Тамара Николаевна Паджарая общается со своей племянницей из далёкой Норвегии. Специально для этого недавно приобрела и освоила компьютер. Нет ничего страшнее, чем терять близких людей, и нет больше счастья, чем обретать их. Приставки в Норвегии, Архангельске и на Чашниччине живут мыслью о встрече.

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *