Печатный вестник эпохи 30-х

Изображение 36678

На снимке: первый номер районной газеты.

Как люди, так и газеты имеют свою биографию. В этом году нашей районке исполняется 85.
30-е… Такие далёкие, как коллективизация, раскулачивание, репрессии, и такие близкие, как мамы, папы, бабушки, дедушки, появившиеся на свет в трудную эпоху и живущие сегодня рядом с нами. Читать первый номер Чашникской районной газеты, вышедшей 13 декабря 1930-го, могли их родители и более старшие родственники. Правда, для этого надо быть грамотным. А образование у выходцев из народа, представителей поколений конца 19-го начала 20-го века, считалось роскошью. Как правило, печатные издания читались вслух местными грамотеями при народе. Именно на такую аудиторию рассчитано содержание и оформление районных газет той эпохи.
В связи с тем, что в 1930-м в БССР создавались новые единицы административно-территориального деления, менялась и структура печатных изданий. Постановлением ЦК ВКП(б) от 1 августа 1930-го «О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округ» ликвидированы окружные газеты, а также некоторые фабрично-заводские, совхозные и колхозные газеты, вместо них стали выходить районные. К концу 1931-го в Беларуси издавалось более 30 районных и городских газет. Районные и городские газеты имели ярко выраженный производственный характер: освещали развитие сельского хозяйства, промышленности, успешное завершение первого пятилетнего плана развития.
Первый номер Чашникской районной газеты вышел 13 декабря 1930-го, имел название, как и районки во многих других районных центрах Беларуси, — «За коллективизацию». Набор осуществлялся в типографии Сенненского промкомбината.
Заголовок передовицы — «Перевыборы сельсоветов — важнейшая политическая кампания». Призыв на первой странице — «Направить классовую бдительность батрачества, колхозников и бедноты против кулаков!», а на четвёртой — «Нанесём сокрушительный удар по великодержавному шовинизму — главной опасности, не ослабляя борьбы с белорусским контрреволюционным национал-демократизмом и шовинизмом всех цветов». Газета сообщала также о ходе месячника проверки исполнения директив по белорусизации.
Героем материала на самую актуальную тему стал некий Аниськевич, член местного Совета из Тарантово. История, изложенная журналистом, такова. В деревню приехал заместитель председателя райисполкома, некто Павловский, чтобы провести собрание по подготовке выборов в сельсовете. Он обратился к Аниськевичу с просьбой собрать бедняков и середняков на собрание. Но член Совета пригласил на собрание только крепких крестьян, заявив, что беднота идти на сходку не желает. Однако организаторы смогли уговорить неимущих людей. Они пришли на собрание. Аниськевича уличили в дезинформировании. На собрании встал вопрос о вступлении в колхоз. Бедняки охотно подавали заявления. Люди побогаче проявляли сдержанность. На стороне последних выступил Аниськевич. «Колхозы — дело хорошее, — сказал член Совета, — но я ещё не представляю значение коллективизации и думаю, что не все граждане захотят идти в колхоз, так как … недавно вышли на хутора». Те, кого впоследствии зачислят в кулаки, поддержали выступающего. Вердикт власти и бедняков был следующим: «Железной метлой нужно выметать подпевал Аниськевичей из Советов — органов пролетарской диктатуры». Нетрудно предположить, что стало позже с Анискевичем и его единомышленниками. Уже в 1932-м по Чашниччине прокатилась волна массовых репрессий против врагов колхозного строительства. Для кого-то она завершилась ссылкой в места отдалённые и не столь, для кого-то — казнью. История вынесет жертвам оправдательный приговор, но из летописи слов не выкинешь. Подобные материалы в районке 30-х встречаются регулярно.
За время своего существования Чашникская районная газета сменила не одно название. Только первый номер назывался «За коллективизацию», следующий — «Шлях сацыялізма», с июня 1938-го по июнь 1941-го — «Сцяг сацыялізма». На её страницах — отголоски трудной и противоречивой истории. В 30-е много писали как о врагах, так и о героях. В районке этого времени печатались материалы о депутатах Верховного Совета СССР и БССР с Чашниччины, орденоносцах, участниках Всебелорусского слёта передовиков, Выставки достижений народного хозяйства, занесённых на Всебелорусскую Доску почёта.
Последний предвоенный номер газеты вышел 19 июня 1941-го. Одна из особенностей документального и газетного стиля той поры — рядом с фамилией редко употреблялось имя, тем более — отчество. Поэтому главные редакторы Чашникской районки довоенной поры известны только по фамилиям: Мачулайцис, Васькович, Буслейку. Работа их, как и рядовых сотрудников, была очень нелёгкой. Сегодняшним журналистам даже трудно представить, что их коллегам в 30-е годы до героев репортажей надо было добираться на попутной крестьянской фурманке…

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *