Святая земля Анны Осипковой
…В этих местах нет монастыря и храма, но много паломников. Едут, чтобы поклониться красоте и прикоснуться к святости. Едут из Беларуси и России, из Швеции и Японии. Большая удача, если кому-то повезёт пообщаться с Мастером. Не любит местный педагог Анна Савельевна Осипкова публичности. Да и застать её дома трудно. Совсем скоро — 80, а ноги забывают об усталости, как только отправляется в лес или поле искать клады, разбросанные природой. Они повсюду. Видеть их, правда, дано не каждому, а только человеку, получившему Озарение от Господа. Наделённая высоким даром, сельская учительница живёт по законам служения красоте. Находит её в травинке, листочке, камушке, веточке и стволе, создавая свой Иерусалим, где высшая святость — родная земля.
Она родилась, выросла и всю жизнь провела в местах, которые сегодня являются территорией Новозарянского сельсовета, одного из красивейших уголков Чашниччины.
Детство маленькой девочки из крестьянской семьи не назовёшь безмятежным и радостным. Горькую отметку оставило военное лихолетье. Не до роскоши было в семье и в послевоенные годы. Маленькую Аню растили бабушка и дедушка. Крупицами драгоценного бисера, рассеивающими серость и тяготы той повседневности, вспыхивают в её памяти воспоминания…
— Анечка, нарисуй мне лису, — просит маленькую ученицу учительница. Девочка с удовольствием выполняет просьбу. Совершенно неожиданно для юного автора рисунок вывешивается на стену и предлагается в качестве образца одноклассникам. Как билось сердечко юной сельчанки!
Молва о способностях Анечки быстро распространялась по округе. Задолго до получения диплома в глазах местных жителей она стала признанным художником. Высшая награда — набор цветных карандашей, полученных юной мастерицей в дар от директора рыбхоза. Каким счастьем переполнилось сердце девочки, может представить лишь тот, кто помнит годы ученичества в послевоенной школе, где не только красок — чернил и бумаги не было. Писали на газетах, а рисовали углем.
Она берегла свои карандашики как самое дорогое сокровище. С их помощью готовила конкурсные работы в Витебский пединститут на художественно-графический факультет. Красок для получения нужной цветовой гаммы не хватало. Дедушка, который в тот период был для внучки высшим авторитетом в области искусства, посоветовал, например, темень партизанской ночи сделать, смешав карандаш с сажей. Ох, и повеселились члены комиссии, разглядывая представленные абитуриенткой работы, однако в институт приняли. Это была первая большая победа талантливой сельчанки.
За ней — много других: Анна Савельевна никогда не останавливалась и не останавливается на достигнутом.
Вернувшись в качестве преподавателя в родные места (это было в начале 60-х), буквально «заболела» нетрадиционной педагогикой, хотя редкий инспектор в те годы одобрил бы подобные начинания. Все, кто учился у Анны Савельевны, помнят её необыкновенные уроки, проходившие в лесу, на поляне, у озера. Слова благодарности от бывших учеников она продолжает слышать и теперь, спустя три десятилетия после того, как ушла на заслуженный отдых. И это также — одна из её высших наград.
От кого унаследовала она любовь к дереву и резьбе, по мнению многих, занятию абсолютно не женскому, сама сказать затрудняется. Но именно это ремесло принесло ей наибольшую известность. Первые уроки получила в доме деда. В послевоенной деревне на посуду крестьяне не тратились. Ложки, миски, тарелки вырезали из дерева. В промысле немало преуспел дед. Внучка с ранних лет имела возможность наблюдать, что дерево — прекрасный материал для творчества.
Накопив жизненного опыта, поднаторев в творчестве, Анна Савельевна обратилась именно к нему и стала делать скульптуры и скульптурные композиции. 60 замечательных работ мастера украшают сегодня залы Чашникского исторического музея. Воплощённые в дереве сцены сельской жизни — и живопись, и музыка. Можно подолгу рассматривать работы «У колодца», «Проказники», «Рыбак», «Бражники», «Семья» и восхищаться. Но повторить их невозможно. Они — отражение очарованной души автора.
Анна Савельевна неоднократно участвовала в выставках. На одной из них соперники показались слишком серьёзными. Она растерялась: «Работаю всего двумя инструментами, а у них вон сколько. Наверное, не так я делаю…». Однако весьма авторитетное и компетентное жюри вынесло свой вердикт, назвав лучшими из представленных — работы сельской учительницы. Именно тогда впервые прозвучало, что Анна Савельевна Осипкова — единственная в Европе женщина, столь совершенно владеющая техникой резьбы по дереву. Публикации о мастере и фото с её работами появились в «Известиях» и «Правде». На Чашниччину стали приходить письма из разных уголков большой страны. Писали люди, нуждавшиеся в её советах, поддержке, и она по мере возможности старалась помочь.
Как раз начинались реставрационные работы в Петергофе. Резчица получила приглашение от объединения «Красная Балтика» принять в них участие. Но покинуть родную землю, разбудившую в ней талант и освятившую его, Анна Савельевна так и не решилась. Вместо матери в Ленинград уехал её сын, Игорь Осипков, талантливейший из учеников резчицы. Он и приложил руку к резиденции русских царей.
А сельская учительница, уйдя на заслуженный отдых, вместе с мужем взялась благоустраивать собственный дом в маленькой деревне Млын, где всего пять хат. Обычная деревенская изба превратилась в настоящий терем с резными воротами, возле которого всякий проезжий остановится. Усадьба и спустя несколько лет после того, как её покинула бывшая хозяйка, являет собой райский уголок. Даже в отжившие своё клёны мастер, проведя по стволам кистью, вдохнула новую жизнь.
На новом месте, в деревне Кащино, Анна Савельевна проживает лет пять. Недавно овдовела. Несмотря на возраст и пережитое, — в постоянном творческом поиске. Сколько обычных сель-ских домиков она сделала теремами! Только в самом Кащино два. Есть теремок, где не обошлось без её участия, и в Новолукомле. Жители города энергетиков ласково окрестили его «прянишным» домиком. Как увлечённо работает мастер «на строительстве», смогла подсмотреть директор Кащинского СДК Светлана Фёдоровна Пахомова. Она же сделала фильм о талантливой землячке.
С годами человек всё больше тянется к корням. Чаще вспоминает предков, свою родословную. Желание своеобразно отозвалось в творческой судьбе Анны Савельевны. Летом её нередко можно встретить на дороге, ведущей к дому, с ношей, наполненной корнями растений. В её талантливых, умелых руках корень становится птицей, рыбкой, ящерицей, лошадкой, лесовичком, жирафом. Интереснейшая выставка с сотней удивительных фигурок успела порадовать земляков и приезжих. И каждому напоминает о том, что начало всему — корень.
Чтобы жизнь со всеми её радостями и невзгодами и в 80 была прекрасна, надо не уставать каждый день находить красоту в окружающей природе, беззаветно любить свою малую родину и земляков — рецепт, проверенный на опыте замечательным мастером Анной Савельевной Осипковой.
Ирина ТОРБИНА.