Год гравировки — 1908-й

На снимке: вот та самая фирменная демидовская гравировка. Год выпуска чугунного изделия — 1908-й.

Чего только не происходит в нашей жизни. Чашничанин как-то перебирал гору лома и заметил куски рельсов. Поначалу особого значения не придал. Чугун как чугун… Когда-то, по всей видимости, рельсы использовали в качестве опор при строительстве забора. Мужчина через время пригляделся. А рельсы оказались непростые. На них гравировка имеется. И прочесть можно следующее: выпущено изделие в далёком 1908 году, производитель — Демидовский НТЗ. К тому же присутствует и ещё одна аббревиатура — КЖД.
Чашничанин сообщил нам о любопытной находке. Рельсы и впрямь необычные. Место им в музее. Настоящая реликвия. Как-никак, произведены более сотни лет назад. И по гравировке (плюс помощь интернета) можно восстановить кое-какие детали.
Итак, очевидно, что произвели чугунное изделие на знаменитых демидовских заводах. Что это были за предприятия? Династия Демидовых сделала огромный вклад в развитие уральского и сибирского регионов, становление промышленности, развитие целых отраслей. Всего за свою историю известные промышленники владели пятидесятью предприятиями. В активе были заводы железо-, и медноплавильные и другие. Один из основных — нижнетагильский. Возможно, аббревиатура НТЗ на рельсе так и расшифровывается — Нижнетагильский завод.
После революции 1917 года род Демидовых ждала печальная участь. Значительная часть предпринимательской династии эмигрировала. Тем не менее наследие знаменитые промышленники оставили богатое.
Теперь о том, что такое КЖД. Китайская железная дорога (чаще встречается аббревиатура КВЖД, добавляется слово «восточная»). Известна также как Маньчжурская дорога, с августа 1945-го — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953-го — Харбинская железная дорога. Железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии, соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Построена в 1897 — 1903 годах как южная ветка Транссибирской магистрали. Принадлежала России и обслуживалась её подданными. Строительство дороги явилось шагом по увеличению влияния империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря. Однако поражение в войне с Японией поставило крест на всех этих усилиях и надеждах.
Впрочем, магистраль, кому бы она де-факто не принадлежала, необходимо было поддерживать в надлежащем состоянии. Демидовские заводы продолжали лить чугун и клеймить изделия фирменным знаком. Обнаруженные рельсы, может быть, предназначались для ремонтных работ на знаменитой магистрали.
Как сие рельсы оказались в Чашниках? Вот уж вопрос из вопросов. Тут только догадки можно строить. Житель райцентра рассказал, что не раз находил на участке разные предметы старины. Время, конечно, многое стирает. Но не всё и не всегда.

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *