Помочь и предупредить

Всемирный день психического здоровья — 10 октября — отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен он по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. По имеющимся данным на планете более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. Профилактика распространения психических расстройств, в том числе депрессии, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости — цель Всемирного дня психического здоровья.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек осознаёт свои возможности, способен справиться с повседневными житейскими трудностями, может плодотворно работать и приносить пользу обществу.Показатели психического здоровья — это первичная (впервые в жизни установленная) и общая заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами; структура психических расстройств по нозологическим  формам (определенным болезням); особенности личности, обусловленные психическими и поведенческими расстройствами; суицидальная активность населения. В структуре  первичной заболеваемости психическими расстройствами доля пограничных нервно-психических расстройств выросла с 78, 3% в 2002 году до 85, 6 % в 2017. И показатель первичного диагностирования нервно-психических заболеваний среди детей выше, чем среди взрослого населения. Из обратившихся в течение года за психиатрической помощью пациентов более половины составляют люди трудоспособного возраста.На высоком уровне сохраняется в республике первичная заболеваемость психическими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ.  По предварительным данным за восемь месяцев текущего года по области совершено 142 суицида. Наиболее уязвимыми в отношении самоубийства  по оценке специалистов являются подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Суицид — третья причина смертности среди несовершеннолетних девушек и четвёртая среди юношей.По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15 % детей, 25 % подростков, до 40 % молодых людей призывного возраста. Около половины психических расстройств начинаются в возрасте до 14 лет. Депрессии отмечаются у каждого пятого подростка.

Большинство психических расстройств, включая те, что вызваны употреблением психоактивных веществ, начинаются обычно в детско-подростковом возрасте, и среди потребителей наркотиков доля подростков доходит до 70 %.Крайне актуальной проблемой подросткового возраста являются также нехимические зависимости. Это прежде всего зависимость от интернета (причина потери самоконтроля, связи с реальностью), нарушения пищевого поведения (потеря чувства голода, насыщения). Есть данные о проявлении пищевых расстройств у детей 6-7 — летнего возраста.Одна из важнейших проблем  — подростковая агрессия. Весь спектр асоциальных действий подростков, помимо нарушений общественного порядка, хулиганства, вандализма, суицидальных проявлений, связывают с возросшей агрессивностью. Результаты исследований показали, что от 50 % до 70 % подростков, совершивших какие-либо агрессивные действия, имеют психические нарушения.Домашнее насилие — один из ключевых факторов, влияющих на агрессивность подростков. Семейные проблемы оказывают прямое влияние на развитие большинства психических расстройств в детском возрасте. Рост числа разводов, неполных, неблагополучных семей увеличивает тенденцию дефицита положительного воспитательного воздействия. Нередко ребёнок переживает одиночество и собственную ненужность, не чувствует эмоциональной заботы со стороны взрослых. Внутренние страдания могут при этом привести к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию невротических привычек, депрессии, суицидального поведения.В настоящее время среди детского населения достаточно высока доля детей с нарушениями психического развития — от 4,5 до 11 %. Это прежде всего расстройства аутистического спектра (синдромы Каннера и Аспергера), задержки умственного развития, детский церебральный паралич, синдром Дауна и ряд других. Специфика этих расстройств предполагает комплексные подходы к специализированной помощи страдающим ими детям. Должны они основываться на особых условиях образования, воспитания и психосоциальной реабилитации (психоортопедический подход).Происходящие в последнее время изменения в сфере охраны психического здоровья детей и подростков актуализировали многочисленные проблемы, связанные с образованием. Речь идёт как о профессиональном образовании в детской и подростковой психиатрии, психологии, педагогике и других дисциплинах, так и о психообразовании родителей и родственников детей и подростков с теми или иными психическими расстройствами, а также о психопросвещении всего общества. Обсуждение и решение этих проблем возможно лишь на основе междисциплинарного, межведомственного и межсекторного взаимодействия, при участии как профессионалов в той или иной области, так и непрофессионалов, включая волонтёров.Профилактика психических расстройств у детей и подростков начинается со знания и понимания ранних признаков и симптомов таких заболеваний. Родители и учителя могут способствовать формированию у них жизненных навыков, необходимых для преодоления повседневных трудностей дома и во время учебного процесса. В школах, колледжах, вузах необходимо обеспечить психологическую поддержку. Может быть также организована, улучшена или расширена специальная подготовка работников здравоохранения в области выявления и ведения психических расстройств.Проблема сохранения и укрепления психического здоровья общества требует комплексных целенаправленных действий и объединения усилий специалистов различных ведомств и служб, а не только врачей психиатров, наркологов, психотерапевтов.Этой проблеме как раз и посвящён Всемирный день психического здоровья. 

Наталия ШИРКО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *