Педагогика как научная деятельность

Чтобы побеседовать с героиней сегодняшнего материала, необходимо было отправиться в областной центр, где наша землячка, кандидат филологических наук, Н. В. Крицкая, трудится на кафедре дошкольного и начального образования педагогического факультета ВГУ имени П. М. Машерова в должности доцента. Является Наталья Викторовна уже второй год ещё и заместителем декана по учебной работе вышеуказанного факультета.
У каждого научного сотрудника, преподавателя вуза свой путь в мир науки. Но, как правило, начинается он сразу после завершения вузовского образования. Институт либо университет, магистратура, аспирантура, а далее для кого-то и докторантура.

Наша собеседница избрала не совсем стандартный путь в науку, но зато проверенный и надежный, и правильность сделанного выбора в пользу научной и преподавательской деятельности многократно находила и находит положительное подтверждение по жизни.
Родилась Наталья в Чашниках, была в числе первых выпускников самой молодой школы района – сш №4. Затем – филологический факультет Могилевского государственного педагогического института им. А. А. Кулешова, который по семейным обстоятельствам оканчивала уже на заочном отделении — в молодой семье появилась дочурка Катюша.
С началом трудовых будней пришлось сразу же окунуться с головой в насыщенную, наполненную суетой, уроками, ежедневной подготовкой к занятиям, школьную жизнь. Вначале работала Наталья в Ведренской, Первомайской школах нашего района, затем – в родной четвертой. И всегда это был опыт, ценный не только в профессиональном отношении, но и с точки зрения необходимости плодотворного общения в коллективе, приобретения новых умений, навыков, которыми щедро делились коллеги. Именно так вспоминает Наталья Викторовна свой учительский опыт на родной Чашниччине: «Все стремились помочь молодому, начинающему педагогу, направить, посоветовать, порекомендовать действительно правильное и нужное решение в том или ином вопросе. И все получалось. Когорта единомышленников, объединенных общими идеями и стремлениями, воплощая в жизнь очередной проект или креативную задумку кого-либо, не считалась со временем и личностными ресурсами. Все работали на общий результат. В Ведренской школе, где начинала трудовую деятельность, помогали и словом, и делом А. А. Мамиков, Г. А. Выдренко, в Первомайской — О. Б. Мефодьева, Г. А. Мартинович. Ценны были не только их профессиональные рекомендации, но и житейская мудрость».
С течением времени линии судьбы свели Н. В. Крицкую с замечательным преподавателем, профессором Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, доктором филологических наук В. А. Масловой, которая рассмотрела в Наталье потенциал научного работника в педагогической сфере. Нестандартность, нешаблонность мышления, профессиональная любознательность, стремление к самосовершенствованию стали теми составляющими, которые позволили Наталье подняться на ступеньку выше в своем восприятии окружающего мира, подтолкнули ее на продолжение образования и строительство карьеры уже в научной и преподавательской деятельности. Отвечая на вопрос, почему все-таки потянуло в науку, Наталья Викторовна отметила: «Мои принципы – поступательность и многоступенчатость, сначала одна ступенька, затем следующая. Вот однажды наступил момент, когда я не захотела долго оставаться на одной ступеньке на том уровне, который я уже имела в своем развитии. Благодарна, конечно, педагогическому коллективу средней школы №4, в первую очередь, тогдашнему директору Валентине Иосифовне Кравченко. Она смогла предоставить мне как руководитель учреждения возможности для обучения в аспирантуре, посещения мной всевозможных научных конференций и встреч за пределами района. Это дорогого стоит, как и поддержка моих замечательных коллег – Н. Я. Лузгиной, В. С. Белой, Н. В. Падалец, И. Е. Костянко. С ними мы и сейчас держим связь».
Есть в трудовой биографии нашей собеседницы и Витебский филиал Международного института трудовых и социальных отношений, и Институт развития образования, где также был получен бесценный профессиональный опыт.
Тема кандидатской диссертации Натальи Викторовны по специальности «Русский язык» – «Лингвистический анализ «русских» поэм Марины Цветаевой» интересна как в научном отношении, с позиции лингвиста, профессионала, так и с точки зрения ценителей творчества известной поэтессы.
И вот уже несколько лет Н. В. Крицкая является сотрудником ВГУ имени П. М. Машерова. На вопрос, интересно и комфортно ли работать с сегодняшним поколением студентов, когда Интернет-пространство пестрит разнообразием всевозможных суждений, не всегда совпадающих с мнением педагога, Наталья Викторовна отвечает: «Может, и есть свои сложности где-то, но у нас со студентами комфортное общение, взаимопонимание. Мы всегда находим общие пути решения тех или иных вопросов и стараемся учесть мнения всех и каждого».
У дочери Екатерины есть уже своя семья, подрастает маленький Кирюша, внук, радость и отрада всех членов дружного семейства. Любимая работа, прекрасная семья – главная награда в жизни.

****

Основной предмет в преподавательской копилке Н. В. Крицкой — «Методика преподавания русского и белорусского языков», но читает она лекции и по курсам «Выразительное чтение», «Русский и белорусский язык» и др.
Регулярно публикуются материалы за авторством Натальи Викторовны в республиканских и зарубежных периодических изданиях.

Наталия ШИРКО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *