Музыкальная радуга души

Выкроить свободное время из плотного рабочего графика председателю Белорусского союза композиторов Елене Атрашкевич чрезвычайно сложно. День расписан буквально по минутам. Елена Викторовна – очень организованный человек, время распределяет так, чтобы все успеть. Ведь работы у преподавателя Минского государственного колледжа искусств всегда достаточно. Тем не менее нам было уделено внимание и время, за что Елене Викторовне искренние слова благодарности.

Е. В. Атрашкевич – наша землячка, педагог, музыкант, председатель Белорусского союза композиторов.

Встреча наша состоялась в рабочем кабинете Елены Викторовны в столичном колледже искусств, где она преподаёт.Встреча наша состоялась в рабочем кабинете Елены Викторовны в столичном колледже искусств, где она преподаёт.Заглянули мы к известному композитору, педагогу не случайно. Е. В. Атрашкевич (до замужества – Чёрная) – наша землячка. Мама, Анна Леонтьевна Чёрная – участник Великой Отечественной войны, проживает в микрорайоне бумажной фабрики райцентра. Сама Елена и её старшая сестра Наталья учились в средней школе № 3 г. Чашники.Многим известно, каких высот достигла наша землячка в мире музыки, каких наград и званий она удостоена, но не каждый знает, какого колоссального приложения усилий, терпения, природного таланта, незаурядных музыкальных способностей это стоило.»Маленькая Леночка, лет четырёх где-то, уже пыталась музицировать. В Казахстане, г. Кзыл-Орде, где мы жили, совсем крошкой играла на детском аккордеоне. Чтобы подобрать инструмент, нам, родителям, пришлось изрядно потрудиться, – вспоминает мама Анна Леонтьевна. – А здесь, в Чашниках, её не брали учиться в музыкальную школу на аккордеон  из-за совсем юного возраста, приняли только на фортепиано». – Елена Викторовна, у Вас было не совсем обычное детство. Вы окончили лишь один класс общеобразовательной школы в нашем городе, затем учились в столице, совмещая общее образование и музыкальное, жили в интернате до завершения обучения. Насколько это было сложно для Вас, и как Вы считаете –  выбор родителей был верным?– Безусловно. Да, были трудности. Но я бесконечно благодарна своим родителям за то, что они позволили мне воспользоваться шансом, предоставленным судьбой. У меня детство было немножко не таким, как у других. Я не знала, что такое запах пирогов с утра, чашечка чая в постель, я была интернатским ребенком. Зато интернат воспитал во мне чувство справедливости, порядочности, пунктуальности. Правда, ни на что не жаловалась, все было по силам, наверное. Тем не менее приходилось привыкать к тому, чтобы засыпать где-то далеко от дома, к другим каким-то вещам.Мама в конце каждой недели на протяжении всего периода обучения (почти 11 лет) приезжала на машине в Минск, забирала меня домой, купала, переодевала и в воскресенье везла обратно. Она очень переживала за меня. Каникулы я проводила дома. В летний период нас с сестрой всегда устраивали на работу, чтобы мы не сидели без дела. Поэтому я знаю цену крестьянскому труду. Когда тебе заплатили  1 рубль 40 копеек, а ты целый день рвал руками лён, не очень-то умея пользоваться серпом, и когда изодраны в кровь руки, понимаешь, насколько нелёгкий этот труд.– Расскажите о Ваших первых впечатлениях, связанных с музыкой.– Когда мы жили в Кзыл-Орде, мама привела меня года в четыре, наверное, в музыкальную школу рабочей молодёжи. Принимали туда всех желающих, кто хотел учиться музыке. Сестра уже училась в то время на фортепиано. Вспоминаю длинный стол, за которым сидят взрослые, самому старшему, как рассказывала мама, было 35. Я  – самая маленькая. А когда задают вопрос взрослым, я тяну руку, чтобы ответить. Родители подбирали инструмент под мой рост, возраст. Дома было  два аккордеона, два баяна. Наконец, нашли мне подходящий инструмент немецкого производства всего на две октавы, вроде, и на то время это было то, что надо. Вот что я помню. Родители не жалели для нас ничего. В Чашниках пошла в музыкальную школу. На аккордеон, баян принимали с 9 лет, а мне только 7.  И пришлось учиться на фортепиано.– Все знают Елену Атрашкевич как известного музыканта, талантливого педагога. А какая музыка  Вашей семейной жизни?– Землякам, думаю, будет интересно узнать, что муж мой тоже родом из Чашник, на полгода меня старше, мы почти ровесники. Познакомились с ним на танцах, на площадке возле городского Дома культуры, еще когда танцы сопровождались живым исполнением ансамбля. Муж не музыкант, и в принципе он по жизни идёт со мной и за мной. Среди моих коллег есть живущие в браке с творческими людьми. В чём-то им легче, их лучше понимают, в чём-то сложнее. Моя семья в этом отношении исключительная. Муж поддерживает меня во всех начинаниях. Своими переживаниями – и композиторскими, и педагогическими, какими-то творческими находками я обычно делилась с ним. И буквально с недавних пор, из-за дефицита времени, не всегда получается показать ему новое произведение. Иногда даже и обижается – почему, дескать,  не в курсе? Это говорит о том, что на каком-то этапе я очень активно делилась с ним своими творческими новинками. У меня не так много людей, кто стоит у первоисточника моих творческих идей. Вот написано произведение, и ты хочешь поделиться и показать.  Муж одним из первых оценивает мои произведения, всячески поддерживает меня и является, можно сказать, моей публикой. Если проявилась  яркая эмоция – значит, в точку, получилось то, что надо. Для меня это очень важно. В этом году уже тридцать лет, как мы женаты. – Дети пошли по Вашим стопам?– Дочь Екатерина выбрала техническое направление, мы ее в этом поддержали, но музыкальную школу она окончила. Сын Александр – музыкант, фаготист, артист высшей категории в Большом театре Беларуси. У него очень насыщенный график, и мне кажется, он нашел себя. Как  педагог, я придерживаюсь того, что учеников  надо направлять, но не брать на себя ответственность в определении жизненного пути человека. Так было и с нашими детьми. Каждый из них выбрал свой путь.– Вы окончили Ленинградскую консерваторию и вернулись в Беларусь…– У меня никогда не было мысли остаться в Санкт-Петербурге (тогда г. Ленинграде), я твердо знала, что вернусь в Беларусь, в Минск. К тому же училась я по целевому направлению. Его выдавали далеко не всем, то есть на меня возлагали определенные надежды, а это ответственность. Хотя были варианты для того, чтобы остаться в городе на Неве. Во время распределения в Беларуси мне предложили все областные центры. Могли мы с мужем поехать и в Чашники, но нашим городом стал Молодечно. В моей творческой биографии он занимает особое место. Фестиваль «Маладзічок»  является моим детищем. И сейчас в Молодечно работает  вокальная студия «Спяваем разам». В настоящее время масса музыкальных направлений, популярных исполнителей, но я убеждена, что не поющий человек на сцене не певец, как, собственно, не певец и тот, кто поёт на сцене и при этом не думает. Сцене нужен талант.– Елена Викторовна, не так давно Вы возглавили Белорусский союз композиторов, став преемницей легендарного Игоря Лученка…– Это ответственная и почетная миссия, которую мне выпало нести. Игорь Михайлович очень тепло ко мне относился, я хорошо знаю эту семью. Со Светланой Лученок мы вместе учились. Композитор после себя оставляет наследие, память о нем – в его произведениях. Не только я, но и мои коллеги стараемся и будем поддерживать эту память. Убеждена, что многие произведения И. М. Лученка, в числе которых «Мой родны кут» и другие, не менее известные, никогда не уйдут из репертуара и будут напоминать о великом композиторе. Есть произведения чуть подзабытые. Важно стимулировать внимание к тому, чтобы они обрели новое звучание и заняли свое место в исполнительском репертуаре солистов и музыкальных коллективов.– Как Вы считаете, должен ли композитор или педагог по вокалу обладать хорошими вокальными данными?– Композитор может петь своим композиторским голосом. Это нечто другое, чем поставленный голос, когда люди поют душой. У меня в процессе работы с учениками сформировалась своя методика работы с голосами. Ошибочно полагать, что педагог по вокалу должен петь сам. Он не обязан быть действующим артистом, но должен уметь придать вкус тому, что будет исполнено. Ведь развиваешь не только голос, а всё, что слагает восприятие исполнителя в целом – это интерпретация произведения, мышление, образ, имидж и многое другое. В идеале поющий педагог – это очень даже неплохо, но зачастую ученики копируют манеру его исполнения, в результате чего теряется индивидуальность. У меня в классе ребята разные, у каждого своё творческое лицо. Плюс того, что педагог не поёт – он не навязывает свою певческую составляющую.Есть много вокалистов, которые никогда не смогут стать педагогами, потому как педагогика – особый талант, а педагог по вокалу должен обладать этим талантом вдвойне.– Какие ребята приходят к Вам? И как, к примеру, талантливому, но неуверенному подростку заявить о себе? – Действительно, в колледж приходят 15-летние подростки, оторванные от родителей, со своим восприятием жизни и правды. Приходится быть не только педагогом, но во многом и психологом.  

Четырёхлетняя Лена Чёрная (Атрашкевич) и её первый музыкальный инструмент (г. Кзыл-Орда).

Ведь я прошла этот путь, когда не у кого было спросить, надо было самой анализировать, преодолевать тревоги, сомнения. Ко мне на урок не опаздывают – приходят либо вовремя, либо заранее, потому что три минуты для меня имеют значение. И это одно из правил. Часто ребята находятся в творческом поиске, и моя задача как педагога – помочь им в этом. В творчестве понятие «кнут», к сожалению, или, к счастью, не имеет воздействия, так как радости от процесса не будет, а хорошего результата тем более. У нас в классе идет обоюдный обмен эмоциями. Часто вижу в своих учениках тревоги, сомнения, переживания, волнения. Чем старше они становятся, тем более это все связано с творческим поиском. А радостнее этого нет ничего. Ведь я прошла этот путь, когда не у кого было спросить, надо было самой анализировать, преодолевать тревоги, сомнения. Ко мне на урок не опаздывают – приходят либо вовремя, либо заранее, потому что три минуты для меня имеют значение. И это одно из правил. Часто ребята находятся в творческом поиске, и моя задача как педагога – помочь им в этом. В творчестве понятие «кнут», к сожалению, или, к счастью, не имеет воздействия, так как радости от процесса не будет, а хорошего результата тем более. У нас в классе идет обоюдный обмен эмоциями. Часто вижу в своих учениках тревоги, сомнения, переживания, волнения. Чем старше они становятся, тем более это все связано с творческим поиском. А радостнее этого нет ничего. Творческий человек, уверенный в том, что у него все замечательно и пребывающий в этом состоянии достаточно долгий период, дальше не развивается. Поэтому трудности преодолеваем все вместе. – В год празднования 75-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков нельзя не поинтересоваться – насколько представлена тема Великой Отечественной войны в Вашем творчестве?–  Достаточно широко, я бы сказала. «Балада аб маці» на стихи В. Жуковича часто звучит и в сольном исполнении, и в хоровом изложении. Как педагог, работающий с голосами, интерпретирую свои произведения через своих учеников. Большой цикл из пятнадцати произведений «Дарогамі вайны и перамогі» мы с поэтом В. Жуковичем назвали «Новые песни о войне». Это наше посвящение теме войны. Некоторые поэтические эпизоды, которые легли в основу музыки, подсказаны моей мамой, Анной Леонтьевной. В пятнадцати произведениях трагические, юмористические, лирические образы переплетаются с темами любви, жертвенности, партизанским прошлым Беларуси.  15 частей записаны Государственным хором под управлением Натальи Михайловой. Вышел также одноименный сборник вокальных сочинений «Дарогамі вайны и перамогі».Очень много занимаюсь обработкой военных песен. «Огонек», «Темная ночь» и другие вошли в цикл моих обработок для хора. Это целая программа в репертуаре многих коллективов. Есть переложение Э. Ханка «Два полі».  Эдуард Семёнович в телефонном разговоре сказал, что для него моя работа с его произведением – большая честь, а мне очень приятно.– 2019 год, как и 2018-й, также объявлен Годом малой родины. Где для Вас это место и насколько оно значимо?– Когда спрашивают о моей родине, я начинаю долго объяснять, что для меня родина соединяется в виде нескольких местечек — это Борисов (где я родилась), Островки,  Чашники, Молодечно и, конечно, Минск. В Молодечно считают меня землячкой, мне это приятно, я очень много сил отдала этому городу, но Минск – моя душа, десять лет сознательной жизни,  период становления и взросления связан с Минском. В Островках похоронен отец, это родина мамы, там мы чаще собираемся всей семьей. Чашники – тоже моя малая родина, где живет мама,  и  находится родительский дом, откуда я отправилась в самостоятельную жизнь…

* * * Е. В. Атрашкевич окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской ордена В. И. Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, работала преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Молодечненском музыкальном училище, сейчас преподает в Минском государственном колледже искусств, на базе которого функционирует специализация «Искусство эстрады (пение)», открытая по инициативе Елены Викторовны.

Награда из далёкого прошлого.

Выпускники этой специализации представляют Беларусь на престижных международных конкурсах – «Евровидение». «Славянский базар» и других. Сама Е. В. Атрашкевич – руководитель авторского проекта «Открытый конкурс юных исполнителей эстрадной песни «Маладзічок», инициатор создания и художественный руководитель эстрадной студии «Спяваем разам» в Молодечно, лауреат конкурсов «Хит-момент», «Песня года Беларуси». Удостоена дипломов «Самый популярный композитор», «Лучшая песня конкурса» и др. Работает в составе жюри многих международных, республиканских, областных музыкальных конкурсов. Автор вокально-симфонических, камерных, хоровых произведений, эстрадных песен, вокальных циклов для детей, пятнадцати детских мюзиклов, нотного сборника собственных песен для детей «Лодка детства» (на стихи белорусских поэтов), репертуарного сборника «Спяваем разам», сборника пьес для юных исполнителей на духовых инструментах «Вдохновение».  Е. В. Атрашкевич – автор музыки к песне «Міншчына», официально утвержденной как гимн Минской области. Являлась членом  Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва. До 2013 года Е. В. Атрашкевич находилась в составе Совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. В 2015 году она удостоена звания «Человек года Минщины». В 2017 году Елене Викторовне присуждена национальная музыкальная премия в направлении популярной музыки «Лира» и вручен диплом лауреата республиканского конкурса в номинации «Лучший композитор года». Имеет множество других  грамот и наград.В марте 2019 года Елена Викторовна Атрашкевич была избрана на должность председателя Белорусского союза композиторов.             

Наталия ШИРКО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *