Сохранение традиций как почтение к предкам(+ФОТО)

Народное творчество, основанное на многовековых традициях славянской культуры и являющееся богатым наследием предыдущих поколений, — богатейший источник информации и просто кладезь мудрости.

К сожалению, в стремительном ритме современной жизни у нас не всегда находится время заглянуть в сокровищницы народного хранилища и почерпнуть что-то действительно важное и нужное.

Но благодаря творчеству коллективов — как любительских, так и профессиональных, традиции предков не только не поддаются забвению, но и демонстрируются зрителям, активно транслируются на публику.


Так, участники народного клуба «Ветеран» вместе с сотрудниками Чашникского Дома ремёсел провели праздник «Параскева Пятница — Льняница» и воссоздали картину старинного, почитаемого обычая. Сценарное решение праздника предложила участник народного клуба «Ветеран» Л. Б. Лободинская.

Действо проходило в импровизированной крестьянской хате, где сельчане собрались перед иконой Параскевы Пятницы, вспомнили историю этого славянского праздника, провели обряды и словно прикоснулись к таинственному миру обычаев и традиций наших предков.
Издавна 10 ноября (28 октября по старому стилю) почитали как день памяти святой Великомученицы Параскевы, пострадавшей за веру христианскую, названной Пятницей. Хотя не всегда этот день приходится на пятницу. Еще этот славянский народный праздник известен как Льняницы. Белорусский лён называют ещё «северным шёлком». Ткачество, прядение — те виды народного ремесла, которые присутствовали в каждом доме, и каждая семья славилась мастерицами-рукодельницами, чьими умелыми руками создавались настоящие шедевры творчества.

В былые времена крестьянки в этот день мяли новый лён и приносили так называемую «первину» в церковь. Белорусские женщины почитали Параскеву Пятницу, считали её хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой». Параскева — покровительница женской зимней работы, в особенности прядения. Представляли Параскеву в образе высокой стройной женщины с длинными распущенными волосами, символизирующими лён.

Святая Великомученица Параскева считалась заступницей бабьей доли, покровительницей женских ремёсел.
В старину иконы Параскевы Пятницы были почти в каждом доме. Украшались они вышитыми рушниками, лентами, цветами. У иконы молились о домашнем счастье и благополучии, защите от болезней и хворей.
Множество народных обрядов и обычаев связано с почитанием Параскевы Пятницы. В канун дня Параскевы-льняницы крестьянки старались намять и натрепать несколько вязок льняного волокна, чтобы назавтра отнести лён в церковь для освящения.

Уважительное отношение к льну нашло выражение в народном творчестве —многочисленных пословицах, поговорках, загадках. Так, следовали мудрости «Мни лён доле, волокна будет боле». В хозяйственном использовании льна в дело шло всё. Обтрёпанный лён расчёсывали, так называемые очески пряли. Из грубой, но крепкой очесной пряжи ткали полога, мешковину.
Устраивались «льняные смотрины» — женщины выносили вытрепанный лён-первак на улицу, демонстрировали результат своего труда друг другу, хвастаясь работой.

Мастер Дома ремесел Раиса Агель провела обзор выставки льняного ткачества. Вниманию присутствующих были представлены вышитые вручную рушники, народные костюмы из льна, приспособления и старинные устройства для выработки льняного волокна. Раньше процесс обработки льна проходил вручную: нити пряли с помощью веретена и прялки, белили или красили их (в отварах из коры деревьев, растений, цветов), ткали на ручных ткацких станках, позже — на более технически усовершенствованных устройствах.

Вышитые рушники и народные костюмы сопровождают и сегодняшнюю жизнь белорусов, причем не только в качестве атрибутов для участия в каких-либо театрализациях и представлениях. Молодые супруги, давая друг другу обещание быть вместе, становятся на рушник. По традиции на домотканом рушнике принято подавать хлеб-соль, встречая молодоженов в родительском доме.

Провели участники мероприятия старинный обряд «Кто у нас красавица?» (праздник «Обряжение Параскевы»). Согласно традициям наряжали Параскеву Пятницу, тем самым проявляя уважение и почтение к ней. Затем, как это было принято у наших предков, водили хоровод «Ох, і сеяла Ульяніца лянок».

Во время чаепития отгадывали загадки, составляли пословицы, вспоминали поговорки, пели народные песни. И все на тему льна и уважения к крестьянскому труду. В таких поговорках, как «Иглой да бороной деревня стоит», «Лён любит поклон», «Лён вымотает лён и озолотит» и других звучит почтение к «северному шёлку» и труду, затрачиваемому на его производство.
Мастера Дома ремёсел Оксана Кораблина и Раиса Агель провели мастер-класс по изготовлению куклы-Берегини, помощницы, хранительницы ремесла. Ведь свой инструмент для шитья (иголки, наперстки, булавки, ножницы) мастерицы в давние времена могли доверить только Параскеве, чтобы та берегла от поломки, порчи, потери. Для этого делали крестовину, центр заматывали тканью, чтобы получилась подушечка. В подушечку втыкали иголки, булавки. На поперечину навешивали ленты, тесьму, кружево, лоскутки. Надевали платье из льняного лоскутка.

В настоящее время возрождаются народные традиции, и изделиям из льна уделяется особое внимание. Экологичный материал, натуральное волокно, современные технологии переработки делают лён одним из самых востребованных в текстильном производстве.

Все желающие могли поучаствовать в мастер-классе и создать свою уникальную куклу-Берегиню.
Как известно, много лет назад христианские и языческие традиции были тесно переплетены. Поэтому те обычаи, которые до наших дней дошли в первозданном виде, следует воспринимать как культурное наследие и хранить их как символ богатой культуры исторического прошлого белорусского народа.

Наталия ШИРКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *