Трагедия семьи Поджарых из Корович

Мне посчастливилось застать в живых свою прабабушку Анну. Мы её звали Ганна — это родная бабуля моей мамы по линии её отца. Сложилось так, что прабабка последние годы жизни провела вместе с нами. Помогала нас растить. Родители работали, а ближайший садик находился в нескольких километрах… Мне было почти три годика, когда ее не стало. Но я отчётливо помню, что прабабушка очень нас баловала, души в нас не чаяла. Оно и понятно…

Трудную жизнь прожила прабабушка Анна. Родилась она в деревне Коровичи нашего района, где и провела большую часть своей жизни. Росла в большой семье, среди братьев, её единственная сестра умерла в малолетнем возрасте. Была любимой сестрой и дочерью. Замуж вышла по любви за односельчанина Калистрата Поджарого, выходца из многодетной семьи. Парень был красивый, высокий. Из прабабкиных уст часто звучало: «Смотрела на него, как на облако!» Жили счастливо, душа в душу. У прабабушки и прадедушки уже было пятеро детей.
А тут война, которая круто изменила жизнь, разрушила и семейное, и материнской счастье. А могло бы быть иначе…

Шёл июнь 1941 года. Жизнь в деревне кипела, в семьях росли дети, и не по одному, как теперь, а по пять, десять… У моих предков накануне войны на свет появился пятый малыш. Аккурат в это время моего прадеда Калистрата Игнатовича Поджарого призвали в ряды Красной Армии. Последнее, что он успел сделать — привез домой свою супругу с новорождённым. И сразу же отправился на фронт, призывался он Чашникским районным военным комиссариатом. Это подтверждается и документами, размещёнными на ОБД «Мемориал». За плечами уже была финская война.

В одночасье счастливая семейная жизнь перестала быть счастливой… Война — это холод и голод, лишения и страдания, страх и неизвестность. Она отняла у прабабушки троих детей, которые не смогли справиться с тифом. Её надежда на счастливое будущее рушилась с каждым днём, она, как и многие другие односельчане, училась выживать в суровых военных реалиях. Осенью 1944 года в добавок ко всем несчастьям она получила письмо, в котором говорилось, что её супруг Калистрат Игнатович пропал без вести в 1944. Прошёл практически всю войну, и увы… Она овдовела.

Но и в послевоенные годы её семью преследовал злой рок. У неё на руках осталось только двое детей: дочь Нина и сын Иван (мой дедушка). Горе шло по пятам. Одним весенним днём 1945 года, аккурат в то время, когда прабабушка сажала на огороде картошку, её дочь с подругой возле реки собирали щавель. Со слов очевидцев, девочку за-грызли либо волки, либо брошенные после войны немецкие овчарки. Жизнь маленькой Нины в одночасье мучительно оборвалась… Останки девочки нашли и похоронили односельчане. Они не дали умереть с голода и моему дедушке Ивану. Его поддерживали соседи, так как убитая горем мать просто обезумела от очередной беды. Теперь на кладбище в Коровичах, в крохотной могилке, покоятся останки тела восьмилетней Нины…

Наш дедушка — единственный, кого удалось сохранить прабабушке, но война и в его судьбе оставила след. В 1946-м подорвался он неразорвавшейся в военное время гранатой, которую нашёл недалеко. Благодаря неравнодушию людей 10-летнему мальчишке удалось выжить. Своего единственного сына прабабушка оберегала, относилась к нему, как к самому дорогому богатству. Теперь я понимаю отношение её и к нам, ее правнукам.
Дедушка Иван ушёл из жизни на 63-м году, и мне отчётливо запомнилось его лицо. Оно было в шрамах, а вместо глаза — протез.

Я уже выросла, к истории своего рода отношусь с трепетом. Вот только и сегодня неизвестно место, где покоится прадед. Несмотря на военные тяготы и беды, его род получил продолжение, и сегодня мы, внуки, правнуки и праправнуки — продолжение его бессмертия…
Хочется, чтобы люди не забывали о военном лихолетье. Война оставила неизгладимый след почти в каждой белорусской семье. Она стирала с лица земли не только населённые пункты, но и калечила судьбы, не щадя никого…

Как важно ценить мир и покой на нашей земле.

Марина МИШУЛКОВА.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *