Об обращениях граждан
Важным для результативного рассмотрения обращений является установленное статьей 8 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) требование к заявителям подавать обращения в государственные органы, иные организации (должностным лицам), индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией.
Если же обращение направляется в те государственные органы, иные организации, которые не имеют компетенции для решения вопросов, изложенных в обращении, то Законом предусмотрено два варианта действий должностных лиц государственного органа, иной организации: либо направить обращение для рассмотрения по компетенции в иной государственный орган, организацию, либо оставить обращение без рассмотрения по существу с разъяснением заявителю, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении. В любом случае это приводит к дополнительным затратам времени и увеличивает сроки решения вопроса заявителя.
По данным отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Витебского областного исполнительного комитета за январь-август 2021 года примерно 50 процентов поступивших обращений направлены для рассмотрения по компетенции в иные государственные органы, организации.
Для того, чтобы определить, к компетенции какого органа относится вопрос, можно руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», которым установлен перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения. При этом, следует обратить внимание, что обращения независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.