Мария Реут: «Мой принцип по жизни — слово надо»

М. Д. Реут из деревни Рудное Краснолукского сельсовета сейчас на заслуженном отдыхе. А в годы активной трудовой деятельности она постоянно участвовала в общественной жизни, была депутатом районного, областного уровней. Избирали ее и депутатом Верховного Совета БССР.
Ездила Мария Дмитриевна и в Москву в качестве делегата на XXIV съезд КПСС. Скромно рассказывает женщина о вручении ей ордена Трудового Красного Знамени, получении ордена Октябрьской революции из рук самого П. М. Машерова, награждении орденом «Знак Почета» и о многом другом.


В деревне Рудное возле дома Марии Дмитриевны Реут художникам можно устраивать пленэры, настолько живописна местная природа. Ухоженный дом пенсионерки говорит о характере хозяйки — всюду порядок и чистота.

— Приезжайте сюда поздней весной или летом, знаете, какие тюльпаны у меня знатные, и вообще много цветов во дворе, — приглашает гостеприимная сельчанка.

Совсем недавно отметила жительница Рудного очередной день рождения, уже счет пошел за восемьдесят, но в глазах все тот же озорной огонек, как и много лет назад.

Мария Дмитриевна родилась и выросла в этой отдаленной деревушке нашего района, здесь же до выхода на заслуженный отдых трудилась в одном хозяйстве — сначала дояркой, потом бригадиром. Даже на пенсии два года отработала.

— Мой принцип, с которым я шла по жизни, — это слово «надо», — говорит она. — Всегда так жила. Не знаю, как по-другому.

Неохотно делится женщина наболевшим. «Надо» вело вперед и не давало прогнуться под тяжестью проблем и трудностей: когда работала дояркой 17 лет, 14 из которых доила коров вручную, и когда двоих безвременно ушедших сыновей пришлось хоронить, и в другие нелегкие моменты.

Мать Марии Дмитриевны и старший брат прошли через концлагерь, отец погиб на фронте, до восьми лет девочку воспитывала бабушка. После войны начали налаживать жизнь, планировать будущее.

Со временем Мария вышла замуж, родились дети, построили с мужем дом своими руками. Всюду были вместе, поддерживали друг друга, приучали к труду и детей. Как вспоминает Мария Дмитриевна, каждый из сыновей был ответственным за «свою» корову (из тех, что матери надо было досматривать в колхозе): их нужно было накормить, напоить, подоить. Сама же поднималась в четыре утра, а с работы возвращалась уже довольно поздно.

— Хорошие девчата были у нас в коллективе, мы гуртом, вдевятером, бывало, всю работу переделаем, —возвращается мыслями в далекое прошлое сельчанка. — Ведра с молоком на плечи — и вперед, комбикорм самим надо было забирать, нести на ферму. Со всем справлялись.

Деятельная и активная, Мария Реут всегда была на виду, трудилась на совесть в родной деревне. Младший сын служил в Афганистане, и даже туда, через тысячи километров, матери удалось добраться, чтобы проведать свою кровиночку.

Пресловутое «надо». Многие представители сегодняшнего поколения его не просто не употребляют, а старательно избегают. Нет понятия «надо», есть лишь «хочу». Людям ушедшей эпохи, времен Советского Союза, этого не понять. Может, поэтому им удалось создать такую мощную державу, основанную на принципах нравственности и уважения ко всем слоям населения, что бы сейчас ни говорили различные критики об СССР.

Не очень любит говорить М. Д. Реут о прошлом, хотя по ее воспоминаниям можно книгу писать. Так получилось, что сыновья ушли из жизни рано, две внучки остались сиротами, поднимала девочек, как могла, чтобы всего у них было в достатке. Держала большое хозяйство, поэтому отдыхать и думать о пережитом горе было некогда, хотя оно никуда не ушло.

Сейчас у каждой из девушек свои семьи, есть уже правнучка у Марии Дмитриевны. Одна из внучек руководит предприятием в столице, вторая тоже нашла свое призвание. Летом они частые гости в Рудном, ведь это их родная земля, которая дала им жизнь.

Пенсионерка не скучает в деревне даже зимой. Коллекции вышитых крестиком картин можно позавидовать. Да и по дому дел хватает.

К сожалению, нам так и не удалось уговорить Марию Дмитриевну сфотографироваться. «Не люблю я этого, лишнее, — коротко ответила она и улыбнулась. — Молодых фотографируйте, а моя жизнь уже прожита».

Наверное, слишком много испытаний выпало на долю нашей собеседницы, поэтому убеждать не стали, а с ее позволения взяли фото, где она была счастлива в своей молодости, с семьей и своими сыновьями.

Наталия ШИРКО.