Резиденция Вишневой королевы и рисованный ковер Язэпа Дроздовича: чем удивляет Глубокое

Внутренний туризм в условиях пандемии и закрытых границ не только становится все более привлекательным видом активного отдыха, но и позволяет открыть для себя самые удивительные уголки Синеокой, которые по своему колориту, аутентичности и атмосферности ничуть не уступают странам заморским. Журналист районной газеты побывал в пресс-туре в Глубокском районе. Рассказываем, чем удивляет и впечатляет этот край.

Жемчужина на туристической карте Беларуси

Именно так, немного пафосно на первый взгляд, утверждают тематические туристические сайты. Спойлер: к концу пресс-тура его участники в один голос будут повторять что-то подобное. Впрочем, обо всем по порядку.
С погодой нам, однозначно, не повезло. Несмотря на календарную весну, на улице по-зимнему дуло и наметало снега. Правда, обращать на это внимание скоро все перестали, полностью погрузившись в интересный рассказ экскурсовода. А ему было что рассказать.
Здесь надо сделать небольшое историческое отступление, чтобы лучше понять менталитет глубочан и ту движущую силу, которая помогает им не просто любить малую родину, а делать ее краше и привлекательнее. Задолго до того, как стать вишневой столицей, Глубокое носило статус торгового местечка, расположенного в Великом княжестве Литовском на Старой Смоленской дороге, — было своего рода «мостом» для Западной и Восточной Европы. К слову, и сам город оказывался то по одну, то по другую стороны этой самой Европы: после второго раздела Речи Посполитой местечко вошло в состав Российской империи, в 1920 году в результате советско-польской войны отошло к Польше, а в 1939-м вошло в состав БССР. Только представьте, какой след богатая история райцентра оставила в его самобытной культуре и традициях.

Уникальные работы Язэпа Дроздовича и спиртовой утюг

Если хотите подробнее узнать о том, как жил многоконфессиональный край с богатым наследием, обязательно посетите Глубокский историко-этнографический музей. На словах сложно передать увиденное там, но я все-таки попробую.
Для начала стоит сказать, что расположен он в здании — памятнике архитектуры первой половины XX века. В этом доме когда-то жил мещанин, который при строительстве намешал в нем всего: барокко, классицизм и модерн. Здесь вам обязательно расскажут почти анекдотичную историю о том, как возводился этот дом, а одна из экспозиций повторяет обстановку жилой комнаты местных зажиточных глубочан. Надеюсь, этот текст не попадется на глаза сотрудникам музея, ведь некоторые участники пресс-тура не удержались от того, чтобы сделать фото за раритетным роялем. Он, кстати, приехал в Глубокое из Германии — в качестве трофея после Великой Отечественной войны.
Прогуливаясь по залам музея, можно оказаться и в торговой еврейской лавке, и в белорусской избе, обставленной по всем канонам народных традиций, и просто задумчиво постоять перед работами Язэпа Дроздовича. Вот тут надо задержаться подольше. Не спешите, проникнитесь стилевым и тематическим разнообразием творчества человека, которого его современники считали чудаком, а сегодня называют пророком.
На этом можно было бы поставить некую логическую точку в экскурсии по музею, но невозможно обойти вниманием еще одну экспозицию — выставку утюгов. По словам экскурсовода, один из них — работающий на спирту — так и не прижился в наших краях. Сотрудники музея шутят: спирту наши предки находили другое применение. В общем, не буду забирать хлеб у работников Глубокского историко-этнографического музея. Тем более, что никто лучше них не расскажет, чем гордятся жители этого райцентра.

 

Загадать желание золотой рыбке и побывать на площади 17 сентября

Собственно, площадь 17 сентября лучше всего сделать точкой отсчета для еще одной пешей прогулки по Глубокому. Как раз на этом месте друг напротив друга стоят два храма: Костел Святой Троицы и Собор Пресвятой Богородицы. Вот вам еще одно подтверждение тому, что здесь мирно уживаются представители разных религиозных конфессий.
Если верить туристическому путеводителю, то костел расположен на самой высокой точке города и представляет собой яркий образец архитектуры виленского барокко. Главные святыни здесь — статуя Христа и икона «Матерь Божья Шкаплерная», перенесенные из костела кармелитов. Чудесный вид на Собор Рождества Христова открывается со стороны набережной озера Кагальное. Ныне православный, первоначально храм был костелом Наисвятейшего Сердца Иисуса кармелитского монастыря. Говорят, что здесь по пути в Москву останавливался Наполеон, который был просто поражен красотой пейзажей и рачительностью монахов. Если загляните в собор, обязательно обратите внимание на икону Богородицы «Достойна есть», которую храму подарили афонские иноки.
Ну а мы плавно перемещаемся в центр города, ближе к набережной. Если у вас накопилось желаний, которые никак не сбываются — вам сюда. Вот где рай для тех, кто верит в приметы и ритуалы: золотая рыбка, подкова, жар-птица — все в вашем распоряжении. Причем экскурсии разработаны таким образом, что вам предложат не просто послушать интересные истории и городские легенды, но и самому включиться в процесс, пройти квест и разгадать ключевое слово в кроссворде.
Но вернемся к фигурам, которых не счесть возле озера и чуть дальше, ближе к центральной улице. Многие из них кованые, и этому тоже есть свое объяснение. Дело в том, что на Глубоччине до сих пор хорошо развито кузнечное дело, а мастера-кузнецы не против того, чтобы подарить райцентру что-нибудь из своих произведений. Такое вот материальное проявление патриотизма.
Рассказывая о Глубоком, невозможно обойти стороной и тему авиации. Кто не помнит, расскажем, что именно здесь в 1895 году родился советский авиаконструктор Павел Сухой, который спроектировал более 50 видов самолетов. Особенно известными стали его бомбардировщики Су. И именно Су-17 установлен на въезде в город в качестве памятника авиаконструктору. Подробнее о жизни и деятельности этого знаменитого земляка вам расскажут в музее глубокской СШ №1, которая носит имя П. О. Сухого. И не только расскажут, но и разрешат посидеть в настоящем кресле пилота, сфотографироваться на фоне экспозиций. Ну а селфи на фоне Су-17 вы сделаете самостоятельно. Так что расчехляйте фотоаппараты, доставайте смартфоны и постите в соцетях снимки с хэштегом #ялетчик.

В память о погибших — 27 валунов

Последняя война оставила на Глубоччине, впрочем, как и во всей Беларуси, незаживающие раны. Память о тех, кто не дожил до победного мая, здесь увековечили в урочище «Борок», создав на месте немецкого лагеря смерти мемориальный комплекс.
Во время Второй мировой приграничное местечко стало административным центром Глубокского гебита, в состав которого вошли десять довоенных районов. А в сентябре 1941 года на северной окраине города, в Березвечье, ведомство Гиммлера создало шталаг №361, по сути своей это был лагерь смерти. На площади в три гектара, огороженной проволокой, под открытым небом здесь находились более двадцати тысяч человек. Многие умирали от голода, болезней и побоев, но большинство отправляли на расстрел в урочище.
Вокруг полушепотом о чем-то своем беседуют деревья, вдруг стихает ветер, сопровождающий нас на протяжении всего пресс-тура, а сквозь тучи на минуту выглядывает солнце. «Здесь всегда спокойно», — ответит на наше удивление погодным трансформациям экскурсовод. И расскажет, что прямо тут, по обе стороны дорожки, покоится 27 тысяч жертв нацизма. 27 камней, на которых всего одна цифра — 1000 — обозначают масштаб этой трагедии. И она — одна на всех белорусов.
Сотрудники музея до сих пор ведут работу по восстановлению имен погибших в фашистском лагере смерти. Новые фамилии регулярно появляются на мемориальных плитах. Особое звучание эта тема приобрела в последнее время. Кто не верит тому, что белорусы — миролюбивая нация, приедьте сюда, послушайте тишину урочища «Борок» и все поймете сами. Мы знаем, что такое потери и слишком дорого заплатили за это знание и мирное небо. «Людзi добрыя, памятайце! Яны любiлi жыццё, радзiму i вас!», «Пусть с вами всегда будет Божья благодать» — заклинают надписи на плитах. Ответ сам отзывается в душе: никогда не забудем.

«Приезжайте к нам еще»

Признаюсь, мы многого не увидели в этом удивительном крае. На это банально не хватило времени. Погуглив в интернете или почитав путеводители, вы найдете информацию об уникальном дендрарии, могиле Мюнхгаузена, который, по утверждениям глубочан, тот самый, конно-спортивном клубе, резиденции Вишневой королевы и, конечно, о знаменитой вишневой сгущенке (баночку которой мне все же удалось найти в местном магазине). Но вам нигде не расскажут о самой главной достопримечательности этого края — гостеприимстве его жителей. Сколько раз на протяжении пресс-тура мы слышали мантру: «Обязательно приезжайте к нам еще». Нельзя не согласиться с утверждением наших сопровождающих о том, что глубокскому краю мало уделить всего один день, чтобы узнать все его вековые тайны, предания и увидеть удивительные места. Сюда обязательно хочется вернуться, поддавшись притягательности этих мест. И нет сомнения, гостям тут будут искренне рады.

Галина Жукова.