Как в Чашникском районе убирают урожай. Репортаж с места события

Журналист районной газеты провел один день с семейным экипажем комбайнеров ОАО «Проземле-Агро».

Хоть Николай Шастит­ко и шутит, что летом день начинается не с кофе, ча­шечку бодрящего напитка утром он выпить успевает. А дальше – на работу, где его ждет очередной утрен­ний ритуал. Впрочем, обо всем по порядку. И здесь надо добавить один инте­ресный факт.

 

В этом году комбайнер, который раньше на уборке урожая работал в тандеме со своим отцом, предложил место помощника занять своей супруге. Та, тща­тельно взвесив все «за» и «против», согласилась. Так в ОАО «Проземле-Агро» появился не совсем пока привычный для нашего района семейный экипаж, который по возрастному критерию относится еще и к молодежным.

 — На основном месте работы я сейчас в отпуске, почему бы не провести это время с поль­зой для семейного бюджета, — рассуждает Анастасия Ша­ститко. – К тому же чувствую себя уверенней, когда рядом муж. Конечно, работа слож­ная, начинаем, как только сойдет роса, а домой возвра­щаемся практически к ночи. Но если в следующем году предложат опять повторить этот опыт, я не буду отказы­ваться.

С улыбчивой и очень от­крытой девушкой мы бесе­дуем, пока ее супруг готовит комбайн к трудовому дню. И да, если кто-то думает, что с утра можно просто завести эту мощную машину и поехать жать зерно, он ошибается. Сначала ее надо хорошенько почистить — это как раз и есть то самое, с чего начинается рабочее утро комбайнера.

— Посмотрите сами, — об­ращает внимание допытливо­го журналиста на внутренние механизмы Николай. — Вот здесь зерно очищается от му­сора. И если скопившиеся от­ходы не убрать, будут потери урожая. Делаю так всегда пе­ред тем, как выйти в поле. А еще, надо как следует прове­рить техническое состояние машины, чтобы потом не те­рять драгоценное время.

Подход к делу у главы се­мейного экипажа более чем серьезный. Он признается, что другой работы для себя не видит. И добавляет: пытал­ся сменить род деятельности, пересел с трактора на фуру, но долго не выдержал – вернулся в родное хозяйство. Говорит, что так и не смог переломать себя. Тем более что в сельском хозяйстве он чуть ли не с дет­ства: отец тоже трудился на этой ниве. Позже стали вме­сте включаться в уборочную. А сейчас сын, пожалуй, даст фору своему отцу, настолько хорошо разбирается и в тех­нике, и в тонкостях работы. А теперь обучает им еще и свою жену.

Пока старший комбайнер проводит необходимые мани­пуляции с машиной, с его по­мощницей обсуждаем погоду: пойдет или не пойдет дождь? От капризов небесной канце­лярии у аграриев сейчас зави­сит многое. Сходимся во мне­нии, что можно надеяться на отсутствие осадков и наконец отправляемся в поле.

На мое бесконечное, как все устроено, Николай Ша­ститко терпеливо отвечает:

— Вот это – бортовой ком­пьютер. В нем – вся необхо­димая информация, он же подаст сигнал, когда бункер заполнится. В кабине доста­точно комфортно, здесь есть кондиционер, небольшой хо­лодильник, так что минерал­ка всегда прохладная. Нет, от монотонной на первый взгляд работы я не устаю. На самом деле она очень интересная. Вот посмотрите, как заполня­ется бункер.

В последние дни экипаж помогает убирать урожай КУСХП «Семена». Урожай­ность здесь высокая, полный бункер, как утверждает ком­байнер, можно намолотить буквально за полчаса. Так, на­кануне к своим показателям семейный экипаж добавил сотню тонн. Сегодня планиру­ют собрать не меньше.

— Получится? – интересу­юсь у Николая.

— Должно, — категорично отвечает он.

У семьи Шаститко на эту уборочную свои планы и кон­кретные цели – выйти в чис­ло передовиков. Их хороший азарт захватывает меня, и я уже совсем по-другому слежу за тем, как под мощью ком­байна склоняют свои головы колосья. А на поле уже ждет машина, готовясь к отгрузке зерна. За тем, как оно, перели­ваясь на солнце, течет в кузов автомобиля, можно наблю­дать вечно.

— В такие минуты чувству­ешь особый подъем, — при­знается комбайнер. — И даже не спрашивайте, за что я лю­блю свою работу, здесь все очевидно.

Своим отношением к про­фессии хлебороба глава семьи заразил и супругу. Вынуж­денная уступить журнали­сту место рядом с водителем, она пристально наблюдает за процессом и немного пережи­вает: сойдутся ли сегодня все факторы, от которых зависит результат конкретного дня и всего аграрного года.

Небольшой перерыв на обед — и экипаж снова берет­ся за дело. И если сначала мне казалось, что время на поле будет тянуться со скоростью черепахи, то теперь с полной уверенностью могу говорить: на самом деле летний день в страду — очень короткий. Не успеваешь оглянуться, как солнце приближается к гори­зонту. А завтра — снова в поле.

Галина ЖУКОВА