«Неудобные» вопросы священнику задал наш корреспондент

Не секрет, что у многих порой возникают сомнения и вопросы, касающиеся веры и Церкви. Не всегда человек напрямую задаст их священнослужителю. Мы подняли несколько таких тем и обратились за ответами к клирику храма Преображения Господня города Чашники, иерею Сергию Федосееву.

– Отец Сергий, самый первый вопрос касается пути, который проходит человек, желая послу­жить Церкви. Почему идут в свя­щенники?

– Обо всех людях сказать не могу, но лично я пошел, потому что верил и сейчас верю Богу, желал служить у Алтаря. Конечно, я робел и сомне­вался, но после ряда событий, кото­рые можно объяснить только дей­ствием Промысла Божьего, принял такое решение.

– Как Вы думаете, Бог есть?

– Если бы я, проповедуя Пра­вославие, не был убежден в поло­жительном ответе на этот вопрос, то оказался бы заведомым лжецом. Именно так к служителям Церкви относились в свое время советские атеисты, а задолго до них Алек­сандр Пушкин создал характерный образ священника в «Сказке о попе и работнике его Балде». Кстати, сам Александр Сергеевич в конце жизни обратился к Церкви, стал настоящим христианином и сожалел о создан­ном произведении. Поэтому могу лишь сказать: не верите священнику, поверьте хотя бы великому поэту.

– А если окажется, что Ваша вера не соответствует истине?

– Есть очень известный фило­софский аргумент под названием «пари Паскаля». Он не всем нравит­ся, но говорит как раз на эту тему. Если Бога нет, то мы никогда этого не узнаем. Наш мозг умрет и вме­сте с ним наше сознание. Если же Бог есть, то у нас остается надежда проверить это лично. При этом ве­рующий человек не только получает шанс оказаться с Богом в вечности, но и в этой жизни он, поступая по заповедям, приобретает одобрение и уважение окружаю­щих. То есть нигде не проигрывает, чего не скажешь про атеиста.

– Хорошо, когда верующие и неве­рующие могут об­суждать спорные вопросы на языке философских аргу­ментов. Но ведь не все владеют навы­ком такой беседы. Могут ли замечания оппонента быть оскорбительны для верующего?

– При разговоре о религии, как и на лю­бую другую тему, люди могут пользоваться логикой и общепри­нятой аргументацией. А могут переходить на личности или вести себя грубо, пытаться спровоцировать собесед­ника. Все зависит от целей и формы общения. Что касается второй части вопроса, то понимал, что для верую­щего предмет веры – особенно бли­зок и дорог, ответ очевиден.

– Если к Богу ближе раскаяв­шийся убийца, чем атеист, то с кем из них вы предпочли бы жить на одной лестничной площадке?

– Соседей не выбирают, а жи­вут с тем, кого посылает Господь. Вынося суд человеку по внешним обстоятельствам его жизни, мы можем сильно ошибаться. К тому же утверждать, что раскаявшийся убийца ближе к Богу, чем атеист, или их сравнивать не вполне кор­ректно. Не стоит думать, что по-на­стоящему раскаяться так же просто, как выпить стакан воды. Покаяние – это чрезвычайно важная и серьез­ная духовная практика, и не каждый человек в жизни проходит по этому пути до конца.

– Почему за крещение и отпе­вание, которые служат дорогой к Богу, Церковь берет деньги и не- малые? Разве не даром заповедал Господь давать духовные дары?

– Крещение, отпевание, другие требы и Таинства, совершаемые Церковью, не предусматривают обязательной платы. Суммы, ука­занные в киоске храма, являются примерным размером пожертвова­ния, то есть добровольного взноса верующего человека на содержание прихода. Само функционирование храма предполагает многочислен­ные расходы, такие как оплата за коммунальные услуги, ремонт зда­ния, уплата отдельных взносов и другие. В Ветхом Завете человек жертвовал на храм десятую часть своего дохода. У нас принято пода­вать разовые пожертвования. При этом, если Вам нечего пожертво­вать, то никто с Вас требовать денег не станет, таинства будут совершены даром. В противном случае отказав­ший в их совершении сам нарушает заповедь Христа, который запове­дал: «Даром получили, даром давай­те. Кстати, Церковь – это не только духовенство, это весь верующий народ и вопрос о пожертвованиях чаще возникает именно у людей, от­деляющих себя от Церкви.

Андрей ШИДЛОВСКИЙ