Память хранит

В редакцию позвонила Нина Алексеевна Агарок, жительница райцентра. Женщине уже за 80, но страшные воспоминания военного времени не могут стереть даже годы. Ими она с нами и поделилась.
В довоенное время Петровские (отцовская фамилия) жили в д. Рыжичи Толочинского района. В семье было три девочки — Алина, Анна и Нина.


Нина Алексеевна вспоминает, как они всей семьёй уехали в подмосковное Кунцево. Там жил и работал мамин брат, дядя Ваня. Он был водителем в местном исполкоме и пригласил Петровских к себе. Оставив дом в Рыжичах, семья в поисках лучшей жизни туда и уехала. Мама устроилась уборщицей, а папа —охранником. Прошло около года, грянула война. Помнит Нина, как в небо поднимались дирижабли, все усердно обклеивали окна бумагой. Началась эвакуация в Пензу. У них там тоже жили родственники. Так семья Петровских оказалась в совхозе имени Сталина, недалеко от этого города. Уже здесь отец пошёл работать в сапожную мастерскую Пензы.
На фронт его забрали в 1942 году. Запомнилось и то, как все вместе провожали отца на фронт и рыдали навзрыд. Те годы — время голода, переживаний, ожиданий, страха и боли.
Мать тем временем устроилась работать кладовщиком в совхозе. Еды в доме не было, поэтому девочки прибегали к маме на склад, чтобы украдкой подкрепиться. Врезалось в память, что мама их подруги работала дояркой на ферме, поэтому и там иногда можно было попить парного молока. «Тяжёлое время было, не дай Бог такому повториться», — вспоминает Нина.


Когда же война закончилась, овдовевшая мать вместе с детьми вернулась на малую родину, в д. Рыжичи. У них там остался дом, да и родители Степаниды (матери Нины) жили неподалёку.
Прошло время, и волей судьбы Нина оказалась на Чашниччине. Приехав сюда по распределению, осталась навсегда.
Вспоминает Нина, что 1943 году матери прислали похоронку. Отец погиб на Курской дуге. В книге «Память» Толочинского района есть запись и фотоснимок о солдате из Рыжичей, погибшем на Курской дуге — Алексее Павловиче Петровском, 1903 года рождения.
Со слов Нины Алексеевны, уже её дети, племянники и внуки располагают информацией о том, что в районе станции Беленихино в Прохоровском районе Белгородской области России в братской могиле, возможно, покоится их отец, дед и прадед.
…Минуло не одно десятилетие, но Нина по сей день хранит фронтовые письма отца. Пожелтевшие листочки очень дороги — это военная история их рода. Треуголки с фронта напоминают о родном человеке. Он написать им успел два письма. Читает последнее Нина с дрожью в голосе и со слезами на глазах. Датировано оно 6 апреля 1943 года: «Здравствуй, Стёпочка (так ласково отец называл маму) и дорогие мои детки! Шлю я вам привет и желаю быть живыми и здоровыми. Я проезжал на фронт через Пензу. И мне удалось заехать к тёте, она мне дала 300 рублей денег и 1,5 кг хлеба. Но одно плохо, что не пришлось видеться с вами. Сейчас ухожу ближе и ближе к фронту. Так что, Стёпочка и мои дорогие детки, если не умру, то когда-нибудь встретимся. Одно не могу забыть — это доченьку Ниночку. Как рассказала мне тётя, она мечтает о встрече со мной. Её письмо, которое у меня хранится, почитаю, не отпускаю и заливаюсь слезами… Но не обижайтесь, доченьки Алинка и Анечка, что я люблю больше Ниночку, она мне влезла в голову такая маленькая крошка, что не могу выпустить из головы. Но страдаю и болею обо всех, с фотокарточек, которые у меня хранятся, не спускаю глаз. Если не приеду к октябрьским, если не убьют, то когда-нибудь встретимся, ожидайте с места письма. До свидания. Прощайте. Ожидайте письмо, Петровский Алексей Павлович» ….
Нина Алексеевна смотрит на письмо, а на щеках — слёзы… Пусть память о героях Великой Отечественной будет вечной…

Марина МИШУЛКОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *