Сельский учитель

Изображение 33119
Немало лет прошло с тех пор, как педагог Евгений Семёнович Горбачевский дал свой последний урок. Точнее, вошёл в класс с журналом в руках, числясь на должности в штатном расписании Гриньковской школы. А уроки настоящий учитель не перестаёт давать всю жизнь. Сегодня многие его ученики – только гости в деревне. Село пустеет. Школа, построенная в застойные годы, выглядит настоящим дворцом. Правда, учеников там с каждым годом всё меньше… Педагог-ветеран, которому 11 апреля исполняется 75, с ностальгией говорит о временах, когда классы сельской десятилетки были переполнены, и считает: надо быть настороже, если в обществе культ таких ценностей, как дети, большая семья, знания, сменяется культом сытости.
…В родной деревне Вятитеровка, где за год до войны он появился на свет, школы не было. Вместе со сверстниками-односельчанами маленький Женя постигал азы грамоты в Малоозерецкой школе соседнего Сенненского района. Детворе, начавшей познавать жизнь по военной действительности, ежедневный путь в несколько километров отнюдь не казался утомительным. Сколько историй можно было рассказать и услышать! Часто вспоминали войну. Будущий учитель, бодро шагавший по просёлочной дороге со щебечущей ватагой, имел что добавить в эту патриотическую летопись. Не забылись партизанщина отца, Семёна Семёновича, его плен, отправка на работы в Германию.
О том, что представляла послевоенная школа в деревне, написано немало. Старые газеты вместо тетрадок, кустарные ручки, карандаши и чернила. » Краску, например, – вспоминает Евгений Семёнович, – готовили на основе тополя, аллергия у многих осталась на всю жизнь…». Немало опасностей подстерегало школьников за стенами «местной академии для подрастающих». Снаряды, мины на полях минувших боёв забрали в мир иной немало мальчишек послевоенной поры. А скольких сделали инвалидами? Жизнь первоклассницы Лены, одноклассницы маленького Жени, жившей с родителями в землянке возле Хотлино, оборвалась по дороге в школу. На девочку напали волки.
Рано повзрослевшие мальчишки и девчонки с ранних лет были надёжной опорой родителей. Кому-то пришлось заменить отцов, погибших на фронте, кому-то – стать матерью для младших сестёр и братьев. Всем им наравне со взрослыми приходилось работать и в поле, и дома. Тем не менее трудно найти в истории поколение, у которого была бы так сильна тяга к знаниям, стремление получить образование. В хатах, где на многие годы поселились горе и нужда, наравне со святынями почитались книга, учебник.
Начальную школу и Вятерскую семилетку будущий педагог Евгений Горбачевский закончил успешно. Проблемой выбора не особо мучился. В те годы молодёжь, особенно сельская, чаще всего связывала своё будущее с медициной и педагогикой. Мечту о белом халате пришлось оставить после первого посещения морга. Тогда же юноша основательно решил посвятить себя школе. И с ней уже не расставался всю жизнь.
После педучилища некоторое время работал в Езерище. Отслужив в армии, возвратился на родную Чашниччину. 15 лет отдано школе в Пуськах. «Там, – вспоминает Евгений Семёнович, – я работал по разным специальностям – математика, химия, неоплачиваемый пионервожатый…» Ну а если серьёзно, очень интересный период в почти 40-летней педагогической деятельности ветерана труда. Молодой учитель, уделявший большое внимание воспитательной работе, узнал, что в Пуськах учился Герой Советского Союза Леонид Буткевич, вошедший в десятку лучших снайперов Великой Отечественной. Удалось завязать с ним переписку, а затем организовать встречу. Отважный воин побывал на Чашниччине. Фотографии в память об этом событии до сих пор хранятся в альбоме учителя-ветерана. Письма и другие вещи переданы в музей Гриньковской школы. В Пуськовской школе судьба свела Евгения Семёновича с замечательным человеком, известным на Витебщине писателем Борисом Павловичем Белижненко, автором повести «Тайна холма Тяпинского». В те годы Борис Павлович руководил школой, а несколько позже – Чашникским отделом образования.
Серьёзная краеведческая и общественная работа в сочетании с основной педагогической деятельностью не стали для молодого учителя препятствием к получению высшего образования. Юноша заочно учился в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской и успешно закончил его. В багаже Евгения Семёновича оказались три учительские специальности: начальные классы, физика, черчение.
В Гриньковской школе работал заместителем директора, здесь же преподавала биологию супруга Валентина Николаевна. Хоть многих из бывших коллег уже нет в живых, добрая память о них хранит семья Горбачевских. В коллективе всегда царили понимание, поддержка, взаимовыручка. Так умеют жить только люди, честно исполняющие свой профессиональный долг. «Я и мои коллеги, – подводит итог Евгений Семёнович, – делали всё, чтобы из стен школы вышли настоящие люди, ответственные за судьбу своей земли, своей Родины. Задача молодых – перенять наши лучшие традиции, развить и укрепить их. Тогда будет жить школа, будет жить страна!»

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *