Всем смертям назло…
О судьбе фронтовика Николая Васильевича Павроза можно романы писать. Даже не верится, что человеческая жизнь способна столько всего вместить. Уроженец Засторинья прошёл две войны — финскую и Великую Отечественную. О подвигах ветерана газета не раз писала. Его биография хорошо известна.
Не так давно довелось беседовать с этим уважаемым человеком. Николай Васильевич подробно рассказывал о том, что довелось ему пережить. Сделанную запись прослушивал не один раз. Почти наизусть выучил. Что больше всего впечатлило? Пожалуй, то, как бывший педагог, прекрасно знающий историю, анализирует конкретные факты, сопоставляет их. И на основании этого приходит к выводу, за счёт чего была одержана Великая Победа. Вот несколько выдержек из повествования фронтовика.
О ПЕРВОМ БОЕВОМ ОПЫТЕ
… В армию меня призвали в 1939-м. До этого успел Лепельское педучилище окончить и немного поучительствовать в Ротно. Попал служить в Ленинградский военный округ. Нас, новобранцев, готовили недолго. В ноябре началась советско-финская война. Повезли в сторону границы. Отправили в баню. Смотрю, финн сидит. Спрашиваю: “Как ты сюда попал?”. А он рукой махнул и ответил неожиданно по-русски: “Сам скоро финном станешь…”. После бани нам вместо прежней формы раздали финскую. “Заретушировали” под солдат другой страны. Советская печать тогда писала, что финны массово переходят на нашу сторону. И из них формируют отдельные корпуса. Превратившись в финна, понял, о чём речь. У меня командир роты был лейтенант Лившиц. Тоже якобы финн. А на самом деле — еврей. А тот парень, повстречавшийся в бане, оказался уроженцем небольшого русского городка. Зимой с 1939-го на 1940-й принял боевое крещение. Служил связистом-катушечником. Получается, что из белоруса в финна превратился на время…
О ТОМ, ЧТО НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ
…Наше формирование располагалось за Барановичами, когда началась Великая Отечественная. Я к тому времени стал артиллеристом, командовал пушкой. Что скрывать, немцы нам дали жару. Пришлось отступать. Через Могилёв, Минск… До Москвы добрался. Осенью 1941-го в столице СССР царила паника. Гитлеровцы наступали, не понятно было, удастся отстоять Москву или нет. Меня определили склад вооружений охранять. Выдавал боеприпасы. Справедливо считаю себя участником обороны первопрестольной. После того, как фашистов отбросили на сотни километров, стало чуть полегче. Мне выделили пушку, стал воевать… Участвовал в освобождении Орла. Город, между прочим, дважды переходил из рук в руки. Больше четырёх часов велась артподготовка. Били из орудий по Орлу. Потом — в атаку. А она быстро захлебнулась. Разведданные оказались неверными. “Утюжили” из гаубиц пустые районы. Давай заново палить. Только после этого город освободили. Я всякое видел на войне. Одной Курской дуги хватило… Были и ошибки, были и просчёты. Не всегда командование принимало верные решения. Но мы, рядовые бойцы, всегда верили, что наше дело правое. Потому и победили. У меня четыре Благодарности Сталина. Награждён орденом Красного знамени, медалями “За боевые заслуги”, “За отвагу”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне”. Прошагал дорогами фронтовыми с востока на запад. Верил, что победим, и осенью 1941-го, и в 1945-м, когда уже под Варшавой стоял…
О ТОМ, ПОЧЕМУ МЫ ПОБЕДИЛИ
… Сломали хребет врагу потому, что были настоящими патриотами. Каждый готов был пожертвовать собой.
Вот характерный эпизод. Никак разведчикам не удаётся взять контрольного языка. Приходят к нам “лазутчики”. Так, мол, и так, не будет ли желающих среди вас, бойцы, отправиться в тыл противника? Вы не поверите — лес рук. Все поднимают. Хотя солдаты знают прекрасно, что пойти за языком — смерть найти. И тем не менее никто не отказывался. И белорусы, и русские, и украинцы, и казахи — все готовы были выполнить задание. И умереть, если потребуется. Мы безмерно любили Родину. А ещё дружили, поддерживали друг друга. Поэтому выстояли. А потом ещё раз победили. Страну заново отстроили. Вы бы видели Минск послевоенный или наши родные Чашники… Сплошные руины. Героический народ всё вынес на своих плечах. Честь ему и слава! На все времена.
Записал Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.