Педагогика творчества

Изображение 35858 Изображение 35866
Чем отличается настоящий педагог от дипломированного специалиста? Не секрет, что диплом педагогического вуза можно получить за пять лет. Чтобы стать настоящим педагогом, времени понадобится гораздо больше. Наверное, правы и те, кто считает: педагогом надо родиться…
Валерий Николаевич Густов, получив когда-то специальность инженера-механика в Горецкой сельхозакадемии и поработав несколько лет в сельхозпредприятии, с удовольствием принял предложение пойти потрудиться в школу. Было это в трудные 90-е. “Наследственность по материнской линии сказалась, — улыбается собеседник, — там много учителей”. Впервые вошёл в класс в качестве учителя математики и информатики. Шли годы. Менялись школы, предметы, ученики, но неизменным оставалось желание работать с детьми.
Вот уже 7 лет инженер-механик заведует отделением технического творчества учащихся в Центре детей и молодёжи. И кто может усомниться в педагогическом призвании человека, который говорит: “Неужели мои ученики не смогут сделать так, как те, кто украсил деревянными фигурками площадь возле резиденции Папы Римского?” Поводом к такому высказыванию послужила одна история.
…Как-то знакомая с делегацией побывала на аудиенции у Папы Римского. По окончании мероприятия вышла на площадь в Ватикане и увидела выставку деревянных игрушек. Зрелище необыкновенное Женщина достала фотоаппарат и принялась фотографировать. Когда вернулась домой, показала фото Валерию Николаевичу. Он тут же отреагировал…
То были не просто слова. Вместе со своими кружковцами принялся творить деревянного Буратино. Фотография итальянского Пинокино всегда была на виду, но воспринималась лишь как идея. “Конечно, есть немало примеров, которые вдохновляют, наталкивают, — рассуждает педагог, — но я никогда не копирую. В любую поделку стараюсь внести что-то своё и этого стараюсь добиться от своих учеников”. Создание Буратино вылилось также в творческий процесс. Работу оценили по заслугам. Сказочный герой, созданный фантазией и руками чашникских ребятишек под руководством талантливого учителя, — участник ряда областных и республиканских выставок. Неоднократно становился призёром и победителем. Впрочем, такова судьба многих работ из дерева, составляющих сегодня солидную коллекцию в Центре детей и молодёжи. Есть среди них средневековый токарный станок. Три варианта древней машины были взяты из интернета, в итоге юные деревообработчики создали свой — четвёртый. В рабочем состоянии сделанная из дерева швейная машинка. А мелких вещей просто не перечесть. Они занимают стены и полки в трёх помещениях. Не менее внушительная коллекция работ у Валерия Николаевича дома. Он как раз тот человек, который не может жить без своего ремесла. Много лет тому назад, в далёком детстве, приобщение к нему началось не в школе, не в кружке, а именно в родном доме.
Родился нынешний чашничанин в уральском городе Миассе в семье столяра. Отец — Николай Николаевич — мастер от Бога, в юности даже картины писал. Старший сын с раннего детства имел возможность наблюдать за его работой, познавать ремесло родителя. Когда Валерию исполнилось всего 12 лет, Густовы всей семьёй отправляются в Якутию. Взрослых привлекала возможность заработка. Для высококлассного столяра, специалиста по художественной обработке дерева, кости, чеканке, работы в краю вечной мерзлоты было хоть отбавляй, и она хорошо оплачивалась.
Якутия — удивительная строка в биографии уроженца Южного Урала — до сих пор вспоминается очень тепло. Сегодня даже в маленьком белорусском райцентре не редкость встретить человека, поднимавшегося на Эйфелеву башню в Париже, бродившего по улице Красных фонарей в Амстердаме, любовавшегося красотами Рима и Венеции, а вот пообщаться с тем, кто видел, как поднимают из земли кости мамонта — счастливый случай. Мне повезло. “То, что есть в музее Санкт-Петербурга, — рассказывает Валерий Николаевич, — не идёт ни в какое сравнение с тем, что встречается в краю вечной мерзлоты. Однажды я стал свидетелем, как в наш посёлок привезли бивень мамонта, который с машины с трудом сняли 12 мужчин…”. В Якутии добыча подобных реликвий — дело вполне привычное. Они выходят на поверхность в местах, где подтаивает земля, их находят охотники, рыбаки и привозят умельцам. Николай Николаевич Густов занимался обработкой кости мамонта, оленя, белого медведя. Ежегодно участвовал в выставках, постоянно входил в число призёров. Навыки работы с необычным для привычных широт материалом унаследовал старший сын. В этом году отцу исполнилось 75, его опыт — самая лучшая книга для последователя. Тем более, что с костью Валерий Николаевич продолжает работать и в Беларуси. В краю лесов и озёр он обрабатывает свиные и лосиные кости, тесно сотрудничая с бригадами охотников.
Основной же род деятельности инженера-механика на протяжении послед- него десятилетия — работа с детьми. Бесспорно, физика и информатика — науки, без которых сегодня не прожить. Но разве меньше значит умение видеть и творить прекрасное? Обучение этому — основная составляющая педагогики Валерия Николаевича Густова.

Ирина ТОРБИНА.

Поделиться в:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *