«Чашники — Кабул» — маршрут проторённый

Изображение 38388 Изображение 38386 Изображение 38384 Изображение 38382

События и непредсказуемые повороты человеческой судьбы… Рассказанных историй на эту тему немало. Одна из них — быль о докторе из Афганистана, получившем белорусское гражданство, и, без малого 30 лет, практикующего в нашем небольшом городке Чашники.
Гулам Расул Хакими, заведующий отделением лучевой терапии в Чашникской больнице, в далёком детстве, которое прошло на севере Афганистана, недалеко от границы с Туркменией, о Белоруссии даже не слышал. Тогда республика являлась частью огромной страны с названием СССР. Впрочем, не чужой для их семьи. Дед Расула, узбек по национальности, до начала 20-х жил с женой и дочерью в Туркмении. Граница с Афганистаном была открыта. Однажды он отправился в соседний регион по делам. Но обратно вернуться уже не смог. Граница оказалась на замке. Несколько раз предпринимал попытки воссоединиться с семьёй, но всё было тщетно. Так и остался в Афганистане. Здесь появилась новая семья, вестей из Туркмении не было, связи с родными оборвались. И только спустя полвека внук, Гулам Расул, отправившись на учёбу в СССР, смог найти и увидеть свою тётю в Туркмении.
К решению покинуть на время родной Афганистан внука подтолкнула непростая обстановка в стране в 80-ые. Гулам Расул в то время учился в медицинском институте в Кабуле, являлся членом Народно-демократической партии Афганистана, поддерживавшей президента Наджиба. Будущий врач вырос в семье, где было девять детей — пятеро братьев и четыре сестры. Отец преподавал в школе историю Афганистана и стран Средней Азии, мама тоже грамотная. Всем детям интеллигентные родители сумели дать образование. Сёстры Расула закончили по восемь классов школы, что для женщин Востока их поколения — немалое достижение. Братья смогли получить профессии врача, учителя, программиста, экономиста, юриста. Когда одному из сыновей выпал шанс продолжить образование в СССР, отец с матерью дали ему право решать самому.
Поводов «за» было немало. Советские войска готовились покинуть территорию Афганистана. Дни Наджиба у власти были сочтены. Судьба демократично настроенной интеллигенции при моджахедах виделась незавидной. К тому же на территории страны почти не прекращались военные действия. Посоветовавшись с дядей, также «партийцем», приехавшим на курсы в Кабул, Расул Хакими принимает решение ехать учиться в Союз.
Так в 1987-м он оказался в Ташкенте, где год проходил адаптацию и учил русский язык, а в 1988-м по разнарядке был направлен в Витебский медицинский институт. В биографии чашникского афганца этот период значится как время небывалых перемен. Вместо афган- ских гор — зелёное белорусское равнинное раздолье с водными просторами, вместо южных азиатских широт — северные европейские, вместо мечетей — христиан- ские храмы. Да и всё было другим — люди, язык, обычаи. Не сломаться, выстоять удалось благодаря багажу мудрости, полученному от родителей.
«Первый раз, — вспоминает Расул Хакими, — в студенческой столовой даже не смог пообедать. Настолько необычной казалась пища». Но постепенно всё вошло в нужное русло. Учебные занятия, интересный досуг, любовь с первого взгляда… И покатилась жизнь. Первый раз съездил домой в 90-м. Рассказал родителям о том, что хочет жениться на белоруске. Родители, как всегда, проявили мудрость. Их ответ был примерно таков: «Ты знаешь, какая обстановка в стране. Девушки твоей мы не видели. Жить тебе. Решай». Сын будет всегда хранить в душе благодарность отцу и матери за то, что они уважали выбор детей. Старшие Хакими, например, никогда не принуждали своих чад молиться. «К Богу человек должен прийти сам», — такого принципа придерживались в семье. Никого насильно не женили и не выдавали замуж. Несмотря на приоритет у мусульман ранних браков, младшая сестра Расула вышла замуж почти в 25. Наверное, такое воспитание позволило афганцу хорошо адаптироваться в Европе. Да и в любой стране мера с кодексом семейных ценностей, усвоенных в родительском доме, Расул бы не пропал. Ведь не нами придумано: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Уроки нравственности, усвоенные от родителей, он стремится передать и своим детям.
А их у Расула четверо. Брак с чашничанкой Еленой, которая вместе с ним училась в институте, оказался, вопреки опасениям, на редкость крепким. Супруга — не только прекрасная мать, хозяйка, но и замечательная коллега. Молодые родители-чашничане считают за счастье иметь такого участкового педиатра, как Елена Петровна Григорчик. Старшая дочь Наталья в профессии пошла по стопам родителей и тоже закончила Витебский медицинский, но уже университет. Успела подарить родителям внучку. Так что Расул и Елена — ко всему, счастливые бабушка с дедушкой.
С родителями в доме, который Хакими почти достроили, проживают теперь трое детей. Растут ребята на радость взрослым. У шестнадцатилетнего Рустама — оценки в школе — «9» и «10». Знания Лолы оцениваются пока звёздочками, она старается собрать их как можно больше. Тимур ещё только готовится пойти в школу.
Занятий хватает всем. Большое хозяйство, огород — хорошее подспорье многодетной семье. К ним часто заходят и приезжают друзья, в том числе и земляки Расула.
В Афганистане политическая ситуация по-прежнему непростая. Лет десять назад был период, когда даже письма не доходили. Связей с родиной не было. Первую поездку домой в период потепления Расул предпринял один. А в 2007-м — со старшей дочерью Наташей, два года назад в Афганистане побывали Рустам и Лола. Всех афганская родня принимала тепло. А она очень большая. У каждого из братьев и сестёр Расула в семьях не менее четырёх детей. Только родных племянников у белорусского афганца более 30.
У белорусов Хакими путешествие оставило много впечатлений. «Особенно удивили, — рассказывает отец, — Рустам и Лола. Когда ехали, я думал: что они там будут делать, с кем общаться, ведь языка-то не знают…» Но опасения были напрасны. Дети быстро подружились со сверстниками и пропадали на улице допоздна. Взрослые очень беспокоились, ведь в стране боевые действия так и не прекратились. Только детям было не до войны. Рустам создал команду и обучал местных мальчишек играть в футбол. Лола не уставала показывать танцы. Дипломаты порой долго ищут пути урегулирования конфликтов мирным путём. Детям это удаётся гораздо легче и быстрее…
Расул говорит, что афганцы сегодня с ностальгией вспоминают время Наджиба. Но, к сожалению, оценили слишком поздно.
«Я никогда ни о чём не жалею, — говорит уроженец города Андкуй, — раз так случилось, значит, было предопределено». Своей жизнью в Беларуси Гулам Расул доволен. И дом построил, и дерево посадил, и сыновей вырастил, и друзей приобрёл. Мечтает вот только, чтобы как-нибудь отправиться в гости в Афганистан всей семьёй. А что уклад жизни разный, так это совсем неплохо. Есть с чем сравнить и чему учиться. Ему очень хотелось бы, чтобы женщины Афганистана побывали в Беларуси и посмотрели, как живёт прекрасная половина в Беларуси. А вот нынешним соотечественникам очень рекомендовал бы познакомиться с семейным укладом в Афганистане, где всегда в почёте мнении старшего и мудрого.

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *