Быль о Викторе Турове

izobrazhenie-39484526x297-ynp

В Беларуси завершается «Туровская осень». В нынешнем году знаменитому режиссёру из Могилёва исполнилось бы 80 лет. Октябрь — с особой отметкой в его биографии.  Это месяц, когда он появился на свет. Год рождения Виктора Турова — 1936-й.  20 лет назад, в октябре 1996-го, в возрасте 60 лет, он ушёл из жизни.

Туровская осень — прекрасный повод вспомнить, что режиссёр, имя которого занесено в список 50 лучших кинематографистов планеты, народный артист СССР и БССР, лучший друг Высоцкого, снимал сцены для своих фильмов в Чашниках. Это было в конце 70-х. К тому времени Туров  — уже хорошо известная личность в мире культуры.  На экраны вышел его фильм «Я родом из детства», где играл Владимир Высоцкий и  впервые в исполнении великого барда прозвучали песни » На братских могилах» и «Холода, холода…». Фильм принёс Турову много наград и большую славу. Да и все остальные работы кинорежиссёра не остались не замеченными.

Но мастер мечтал о фильме из истории белорусского народа. Очень любил Мележа, сравнивал его с Шолоховым. Появилась мысль об экранизации романа нашего классика. Фильмы «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» выпущены в прокат в начале 80-х. А в 70-е шла активная работа по их созданию.

Как вспоминает Народный артист Беларуси Геннадий Михайлович Гарбук, кино про полешуков на Полесье снимали очень мало. Причина в том, что уже тогда на юге Беларуси всё было изуродовано мелиорацией. «Натуру для Куреней, —рассказывает актёр, — искали, как ни странно, долго и в весьма неожиданных местах  — в Латвии и на Львовщине. Объездили также Гомельщину и Витебщину. Решили в итоге построить Курени в деревне Волова Гора возле Домжериц (центр Березинского заповедника, Лепельский район). А это всего в 20-30 километрах от Чашник.  Дома «в Куренях» сняты самые что ни на есть настоящие — их закупили у населения. Четыре дома (по цене от 349 руб. до 393 руб.), сарай (за 95 руб.) и две бани-сарая (по 91 руб.). Бутылка водки в то время стоила 3 руб. 62 коп., а зарплата в 220 руб. считалась весьма приличной.  Кстати, Туров, например, зарабатывал 330 руб. в месяц.

Режиссёр был за то, чтобы всё в фильме было настоящим  — деревня, одежда, обувь, еда, болото. Одежду и обувь искали по сундукам полешуков. До сих пор не забыли актёры «исходящий реквизит»  — то, что съедалось в кадре. У лепельчан было приобретено согласно списка  по несколько килограммов полиндрицы, помидоров свежих и солёных, рыбы свежей и вяленой, огурчиков свежих и солёных, угря копчёного, раков варёных, колбасы крестьянской, мёда натурального и 10 литров рассола. Со съедобным реквизитом у актёров всегда беда была. Не успевали поставить на стол — всё разметалось. Приходилось поливать еду дустом и керосином. Тогда был шанс, что стол уцелеет до конца съёмки. Но Туров, как утверждают, к такому методу не прибегал. 

Как уже говорилось, подходящую натуру искали везде. 25 дней работали даже в Ялте. Из служебной записки директору киностудии, подписанной Виктором Туровым: » В связи с рано наступившей зимой съёмочная группа не сняла ряд объектов по осенней натуре. В связи с этим съёмочная группа просит вас разрешить выезд в Ялту для съёмок этой натуры, в противном случае картину придётся консервировать».  Просьба была удовлетворена. Конечно, не всё стыковалось. Горы, например, приходилось закрывать, чтобы они не попали в кадр.

Поиски натуры привели актёров и в наш райцентр. Туров с актёрами приехали в Чашники. По словам очевидцев, привлекли режиссёра старые здания в центре города. Особенно — старой гостиницы с металлическим крыльцом, снималась также старая почта по улице Мира.

Чашничанке Виктории Алексеевне Маркевич, возглавлявшей в то время районный отдел культуры, довелось сопровождать режиссёра вместе со вторым секретарём райкома партии Ниной Трофимовной Киндяевой и общаться с ним. Она вспоминает, как увлечённо работал Виктор Тимофеевич. Его восторгала старина.  Очень долго стоял с камерой у нынешнего музея (тогда учреждения ещё не было). Здесь внимание Турова привлёк металлический орнамент над окном и фасад со стороны площади Свободы. Они сохранились.

Впрочем, гости есть гости. Знакомство с маленьким городком включало и посещение торговых точек. Известный режиссёр заглянул в чашникский универмаг, где ему приглянулась импортная дублёнка. Но купить  было  непросто. И дело даже не в деньгах. Требовалось сдать натурсырьё: макулатуру, шерсть, текстиль… Правда, местная власть сделала Турову послабление. Вещь он приобрёл без внесения натурального налога и очень довольный уезжал из Чашник.

Во время пребывания творческой группы в Чашниках проводились  встречи с артистами. Например, как вспоминает Виктория Алексеевна, она помогала организовать такую  в Черее с Народной артисткой Беларуси Татьяной Мархель. С Татьяной Григорьевной удалось связаться. Помнит ли она время пребывании на чашникской земле?

— Знаете, — рассказала артистка, — во время съёмок «Люди на болоте» я работала в Витебском театре. Нашей обязанностью было ездить по предприятиям глубинки, колхозам. Поэтому встречи организовывались часто. Помню, всегда это было очень приятно…

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *