Жизнь, подаренная судьбой…

Более семидесяти лет минуло с той поры, когда страшное слово «война» пришло в каждый дом, в каждую семью. Не обошла стороной эта беда никого.
А. Л. Чёрной, жительнице райцентра, было около восьми лет, когда началась война, когда о её начале 22 июня 1941 года по радио объявил легендарный советский диктор Ю. Левитан. «Сегодня, в четыре часа утра…». Эти слова раздались как гром среди ясного неба, и для миллионов советских граждан это предопределило нелегкую долю.
Родилась Анна Леонтьевна в д. Островки Обчугского сельсовета Крупского района Минской области. Росла без отца, его арестовали ещё до войны по неизвестной родственникам причине. В те времена это было обычным делом. Жили с матерью очень бедно. Первый день войны помнит А. Л. Чёрная очень отчётливо, да и последующие события восстанавливаются в памяти.


«В тот день раздался необычный звон. Сбежались на него все – и взрослые, и дети. Беспрестанно говорили по радио, оно представляло собой черную тарелку на столбе рядом со звонницей. И вот по радио объявили о всеобщей мобилизации на защиту Родины. Сначала из деревни ушли все трудоспособные мужчины, за спиной у них были котомки. Их, с плачем и криками, провожали женщины и дети. Направлялись все в сторону станции Бобр. Никто из ушедших в тот день назад не вернулся.
У моей бабушки, Лукерьи Кирилловны Хрипач, было шестеро детей – четыре сына и две дочери (одна – моя мать). Трое ушли на фронт, трое, в том числе и моя мама, остались на оккупированной немцами территории. Мы видели, как сжигали дома, угоняли скот, вывозили лес. Но самое страшное – когда убивали, вешали людей. Особенно жестокой была расправа над евреями в Обчуге.
Мы всей семьёй сотрудничали с партизанами. Дядя Гена работал у немцев на ферме, но связь держал с партизанским отрядом. В какой-то момент весь скот под видом нападения перегнали к партизанам, а дядя чудом остался жив.
Жила в деревне семья Виноградовых – беженцы из Смоленска. И вот однажды их дочь, Нюра, переговорив с моей матерью, повела меня под видом больной девочки в немецкий гарнизон, в больницу. Там я познакомилась с главным врачом по фамилии Евпак и аптекаршей Дашей. Передавали через меня медикаменты, записки какие-то, прятала я что-то в условленном месте. Но однажды один из полицейских, местный житель, предупредил маму, что её собираются повесить, и нам спешно пришлось уходить – сначала на Оверчихин хутор, оттуда партизаны вывезли нас в Бобр, затем в Хмелевку. Была за нами погоня, но всё обошлось. В Хмелевке уже были и аптекарша Даша с сестрой, и семья Виноградовых. Здесь мы шили, стирали, вязали для партизан. Семь месяцев в партизанах – как одна маленькая жизнь.
После войны совсем скоро мама ушла из жизни, осталась я с бабушкой. Но её забрала к себе дочь, Анна, а меня отдали в детский дом в Бобр, но я там только переночевала – сбежала домой. Никто меня не искал. Так и жила. Школа помогала с огородом – засеять, убрать. В 1953 году после десяти классов поступила в Ленинградскую лесотехническую академию им. С. М. Кирова. Окончила её, получила специальность инженера-технолога химической переработки древесины».
После этого начинается новый этап в жизни Анны Леонтьевны. Распределение получила она в г. Калининград, на целлюлозно-бумажный комбинат, работала там сменным мастером. Вышла замуж, в Калининграде появилась дочь, Наталья. Позже, по рекомендации врачей о смене климата, переехали в г. Кзыл-Орду в Казахстане, жили недалеко от знаменитого космодрома Байконур. Здесь родилась дочь, Елена.
В 1972 году семья Чёрных переехала в Беларусь, в г. Чашники. Трудились Анна Леонтьевна и Виктор Иванович на бумажной фабрике «Красная Звезда», Анна – начальником лаборатории, заместителем директора по качеству, Виктор – главным инженером.
Прошли годы, выросли внуки, появились правнуки. Дочери – Н. В. Чёрная и Е. В. Атрашкевич – живут в Минске, они – уважаемые и заслуженные люди в науке и искусстве. Главы семьи, Виктора Ивановича, к сожалению, уже нет в живых…
Но продолжение в детях и внуках, в памяти людской, на родном предприятии…
****

Стоит до сих пор дом в дорогих сердцу Анны Леонтьевны Островках, сюда съезжаются летом все родственники. Не тот, конечно, в котором прошло детство А. Л. Чёрной, другой, построенный руками членов большой и дружной семьи. Он дышит энергетикой каждого, кто вложил в него частицу своей души.
И Анна Леонтьевна Чёрная, помня о тех далёких днях военного лихолетья, ценит каждую минуту жизни. Старается всем помочь, везде успеть: поговорить с соседкой, позвонить дочерям, знакомым, сходить в магазин, на мероприятие. А как иначе? Она действительно знает цену жизни, подаренной судьбой…

Наталия ШИРКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *