Надежда не теряла надежды…

Слушаешь рассказы участников Великой Отечественной и сложно понять: как же они выдержали такие испытания? Столько горя принесла война. Надежде Харитоновне Беловой из райцентра уже 93 года. А в июне 1941-го было неполных 16. Уроженка деревни Засторинье Бешенковичского района успела окончить семь классов школы и пройти подготовку на курсах счетоводов. Девушка собиралась работать в колхозе, осваивала мирную профессию. И тут война…
Многие планы она перечеркнула, многие судьбы искалечила, многие надежды оборвала. Через считанные дни оказались миллионы людей под фашистской оккупацией. Кто мог, уходил в партизаны. В лесах зарождалось народное сопротивление.

Надежда Харитоновна Белова — бывшая партизанка
и узница фашистских застенков.

— Мои отец, дядьки ушли в партизаны, — вспоминает Надежда Харитоновна. — Некоторое время была у них связной. А потом и сама в лес ушла. Просто опасно было в деревне оставаться. Попала в пятый отряд бригады Кириллова. Здесь и воевала. Даже курсы стрельбы прошла.
Тогда все встали на защиту Родины. И каждый как мог, так и приближал Победу. Партизанское движение сыграло важную роль в разгроме врага. Весной 1944-го немцы понимали, что находиться на белорусской земле им осталось недолго. Гитлеровцы зверели, расправлялись с мирным населением, устраивали карательные операции против народных мстителей. Знаменитый прорыв блокады на озере Палик — одна из трагических страниц истории Великой Отечественной. Надежда Белова спустя многие годы помнит, как это было.
— Разве такое забудешь? — вздыхает бабушка. — Прятались от фашистов в болоте. Сидела полностью в воде, даже соломинку во рту держала, чтобы дышать как-то. А потом гитлеровцы собак спустили. И овчарки взяли след. Поймали меня, словом.
На глазах Надежды Харитоновны появляются слёзы. В тот момент, когда до прихода освободителей оставались считанные дни, ей суждено было угодить в плен. Ещё чуток — и война для неё могла закончиться. Но, увы…
Вместо радостной встречи наступавшей Красной Армии довелось ехать под конвоем в Борисов. Оттуда — в Германию. Уроженка Бешенковичского района стала узницей концлагеря. Суровые испытания продолжились.
Долгожданную Победу суждено было встретить белорусской девушке на вражеской территории. Освободили узников концлагеря красноармейцы. Вот когда захотелось по-настоящему жить. Хоть и не верилось поначалу, что закончилась война.
Надежду, впрочем, домой не отправили. К грамотной девушке присмотрелись, определили писарем в штаб одной из частей. Такой вот поворот в судьбе произошёл. В Германии уроженка Бешенковиччины встретила и первую любовь. Но роман с бравым офицером не получил продолжения.
По-настоящему личную жизнь Надя устроила, вернувшись на малую родину. Вышла замуж за односельчанина, одна за другой появились на свет три дочери. Потом оказались на Чашничичне. Побежали год за годом, всё больше отдаляя войну.
Не любила никогда Надежда Харитоновна ворошить прошлое. Жила, трудилась, растила детей. Потом дождалась внуков, правнуков. Воспоминания о войне даются тяжело. Слишком дорогой ценой досталась Великая Победа…

— Старалась не раскисать, не теряла надежды, — говорит партизанка бригады Кириллова. — Потому и выжила. Трудились много, кормили плохо — вот и всё, чем запомнился плен. 

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *