Анна Леонтьевна вспоминает…

Анна Леонтьевна Чёрная (в девичестве Хрипач) из  райцентра до войны  жила в д. Островки Крупского района. Беззаботное детство прервал громкий утренний  звон своеобразной звонницы (между двумя столбами на перекладине висели два куска рельсов, ударяясь друг о друга, они «звонили»). Именно в этом месте в деревне раздавали наряды на работы в колхозе. Но в то утро звон был не такой, как обычно, а бесперебойный, очень тревожный. Когда сельчане собрались,  объявили о начале войны. Люди  стали плакать и кричать. Репродуктор, который располагался здесь же, звал на защиту Родины.  Все мужчины отправились  воевать с врагом.

Анне шёл девятый год. Она с детьми играла на улице. И тут на мотоциклах в беленьких рубашках к ним стремительно стали приближаться гитлеровцы. Дети побежали в первый дом и спрятались на печи. Немцы искали, где бы им расположиться.
Запомнилось Анне, что ближе к осени 1941 года со стороны Череи в деревню приехали два советских солдата на телеге. Одним из них был сам командир Леонов. Они попросили у людей помощи – отряд советских солдат окружили немцы между Череей и Лукомлем, а провизия была на исходе. Сельчане погрузили на телегу кто что мог.
Помнит Анна Леонтьевна, как вместе с односельчанином Витей Хрипачом просили еду у жителей близлежащих деревень. Что удавалось раздобыть, приносили домой, а куда это всё девалось наутро, не знали…
В округе стояли немецкие гарнизоны, фашисты зверствовали, отбирали у людей скот, продукты питания, держали людей в страхе.
Шёл 1943 год, к маме Анны пришла Нюра Вино-градова (её семья – переселенцы из Смоленской области, в войну жили у них в деревне), они переговорили один на один, после чего Анне поручили ходить в Обчугу за какими-то лекарственными средствами. Накануне первого похода мать нашила девочке на юбку с обратной стороны карманы, а Нюра Виноградова взяла её за руку и повела в Обчугу, в больницу. Там спросили доктора Евпака, он выписал рецепты, девочки отправились в аптеку, где им выдали какие-то порошки. Виноградова Нюра спрятала их в нашитые карманы Анны, и девочки вернулись обратно в деревню. Все последующие разы Анна ходила одна. Лекарства приносила домой, о дальнейшей их судьбе ничего не знала.
Немцам стало известно про связь семьи с партизанами. Их всех планировали взять в плен, но полицай успел предупредить о готовящейся расправе.
Ночью ушли из дома, на хуторе переночевали. Днём прятались в кустах. Затем партизаны на телеге забрали их к себе в партизанский отряд, который базировался в лесу возле Хмелёвки. Когда ехали,слышали стрельбу. Решили переночевать в Бобрике у Мочульских, а наутро через Подмошье, Ступаново отправились дальше в Хмелёвку… В партизанской зоне уже были в безопасности. Их поселили в одном из домов, здесь Анна вместе с мамой шила белые льняные маскировочные халаты, а бабушка вязала шапки, в которых зимой партизаны ходили в разведку на лыжах. Спустя семь месяцев сельчане услышали об освобождении. Когда узнали, побежали смотреть на советские танки, которые шли со стороны Рыжанков. В те дни освободили наш район ….

Марина МИШУЛКОВА.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *