Творческое наследие Мастера

Оксана и Алёна Аракчеевы.

Для каждого, наверное, понятие «родина» является всеобъемлющим, величественным. Какими бы ни были деревушка, село, городок, где прошли годы детства, юности,  душа все время будет стремиться туда. Как бы ни сложилась жизнь, куда бы ни забросила, тот родной уголок будет всегда храниться в воспоминаниях, а запах свежеиспеченных блинов, который когда-то будил по утрам, уют  домашней кухни с годами будет ощущаться все отчетливее и ярче.

Возможно, это касается не всех, в большей степени людей творческих, способных любить и вызывающих в окружающих ответное чувство безграничной любви и обожания.

Именно таким человеком был Борис Владимирович Аракчеев, чье творческое наследие настолько богато и многогранно, энергетически наполнено, что выставки, организованные его дочерьми и после ухода Мастера, вызывают интерес и восхищение не только у профессионалов-художников, но и любителей, ценителей настоящего искусства.

Для Бориса Аракчеева малая родина – деревенька Турбаново на Ярославщине. Эта земля взрастила и воспитала талантливейшего живописца, который в своих работах благодаря природному дару и «божьей искре» прославил не только родные просторы, воспел синеокую Беларусь – край рек и озер, ставший также для него родным.

С четырнадцати лет, после смерти отца, Борис, будучи старшим сыном в семье, где было пятеро детей, познал тяготы крестьянского труда. Это наложило отпечаток на состояние его здоровья впоследствии. В возрасте 17 лет призвался в армию, прослужил в рядах Красной Армии семь лет. Затем по воле судьбы  жизнь привела Бориса Владимировича в Беларусь.

«Солдатская судьба занесла меня в Белоруссию в грозном 1944 году в старую крепость, что на реке Березине в городе Бобруйске. Побывали и в разрушенном г. Гомеле. По окончании войны, после Победы над фашистской Германией, попал служить долгую службу в столицу в г. Минск, весь в руинах…Демобилизовавшись, поступил в 1950 году в художественное училище в Минск…». Так вспоминает      Б. В. Аракчеев свое знакомство с Беларусью.

 Здесь он встретил свою музу – Галину Егоровну Пересецкую, нашу землячку, уроженку деревни Гора Чашникского района. С той поры начался отсчет времени словно в другом измерении. Необыкновенная любовь стала вдохновением в творчестве. Невозможно описать, насколько трепетно и нежно отзывался Борис Владимирович о супруге и дочерях. В книге «Бэз малюецца на шчасце» упоминается, что дочери называли родителей не иначе как «папочка», «мамочка», а детей родители звали Алёнушка, Мариночка, Оксаночка. Это «ласковое» правило распространялось на всех посетителей гостеприимного дома Аракчеевых, о чём свидетельствуют воспоминания подруг девочек.

Среди богатого творческого наследия Мастера  много пейзажных работ. Черейская сторона стала для Бориса Владимировича родной, где он черпал вдохновение.

Хочется рассказать много и детально об этом прекрасном человеке с кристальной душой и добрейшим сердцем, творце, художнике, Мастере.

Всю творческую и жизненную палитру талантливого живописца представила младшая дочь Бориса Аракчеева Оксана в вышеупомянутой  книге «Бэз малюецца на шчасце», где собраны воспоминания близких друзей, родственников, соратников, студентов, дневниковые записи самого художника. Оксана Аракчеева  не только продолжательница дела своего отца (как и старшие дочери Алёна, Марина), но и единомышленник, собеседник, последователь как в делах художественных, так и в отношении к окружающему миру. Редкой душевной теплотой и невероятной духовной близостью наполнены встречи с этим удивительным солнечным человеком.

«Семья. Мы – дети своих родителей, формируемся как личности, глядя на них. Поэтому семейные ценности так важны: традиции, общие интересы, совместные походы в кино и театр. Учимся относиться друг к другу и к окружающим так, как делают наши родители, повторяем их жесты и шутки. Наши мама с папой, прожив почти 57 лет вместе, пронесли любовь, нежность и уважение друг к другу через всю жизнь. Так же относились и к нам. Поэтому у нас царила атмосфера добра и взаимопомощи» (Оксана Аракчеева).

«Сиреневые» мотивы стоят отдельной темой в творчестве мастера. Из воспоминаний Галины Аракчеевой: «В июне 1956 года он (Борис Аракчеев) уезжал на летнюю практику и пришёл попрощаться. Когда я открыла дверь, то застыла от изумления и восхищения: Борис держал в одной руке огромный синий букет благоухающей сирени, а в другой – невероятных размеров и красоты китайскую вазу! Все соседи сбежались посмотреть на это чудо стоимостью в хорошую месячную зарплату. После этого студент Борис, вдохновлённый обещанием подруги ждать его, поехал на пленэр. Обещал писать. И правда, после долгих раздумий я решила сказать «да». Именно после этого долгожданного ответа, окрылённый, он написал свою легендарную «Сирень у колодца», которая стала визитной карточкой мастера! Сам Цвирко (с 1958 по 1960 гг. ректор Белорусского государственного театрального художественного института) сказал тогда своему студенту: «Эта картина прославит тебя, Борис!». Учитель был прав. Картина находится в Национальном художественном музее, а её репродукция неоднократно печаталась в различных изданиях и на открытках. А китайская ваза послужила десятки раз для натюрмортов. Мы прожили вместе душа в душу почти 57 лет, уважая друг друга. Вырастили наших дочерей в атмосфере любви и творчества. Дочери, внуки и правнучка София тоже пошли нелёгким путём художника, впитав в себя с детства любовь к искусству вместе с ароматом цветущей сирени».

На известных портретах новолукомльских строителей, картинах посёлка Пионерного, самого строящегося города энергетиков кисти Бориса Аракчеева запечатлили неповторимые моменты ушедшей истории.

Б. Аракчеев: «Расце новы горад».

Наша встреча с сёстрами Аракчеевыми, Оксаной и Алёной, была как всегда душевной, тёплой, несмотря на холодную сентябрьскую погоду, и необыкновенно насыщенной. В деревне Марьино, на родине своих бабушки и мамы, особая энергетика, которую такие талантливые и творческие люди чувствуют и питаются ею. В уютном деревенском доме с самобытным убранством за чашкой ароматного чая сёстры с упоением рассказывали про еще одну осуществлённую мечту – недавнюю поездку на родину Бориса Аракчеева – в деревню Турбаново в Ярославской области. Величественный Ярославль поражает мощью и красотой. Архитектура, убранство улиц, набережная Волги, огромное Рыбинское водохранилище. Обо всем этом можно говорить бесконечно. Но маршрут пролегал дальше, вглубь России, туда, где начинал свой жизненный путь их отец, на землю, где их корни.

Алёна – художник-портретист, преподаватель в художественном колледже. Со слов Оксаны, Алёна – сама забота. Именно ее теплые руки чаще других дочерей согревали родителей и согревают маму до сих пор. Оксана живет в Гамбурге, но каждую свободную минутку старается приехать в Минск к родным, где живут и работают сёстры (Марина также преподает в одном из художественных колледжей столицы), любимая мама Галина Егоровна, учится сын.

Все дочери Бориса Аракчеева окончили Белорусскую государственную академию искусств, продолжают дело великого мастера, своего отца.

Организацией выставок не только в Беларуси, но и за пределами республики, занимается в основном младшая, Оксана. Трепет и благоговение перед отцовским талантом, следование творческим семейным традициям стали определяющими в этой деятельности.

Поговорили и о родине мамы  – о Чашниччине. Здесь, в маленькой деревушке Марьино, сестры благоустраивают территорию, наслаждаются великолепием природных пейзажей, нашедших воплощение в полотнах их выдающегося отца. Сегодня в уютной домашней обстановке Алёна и Оксана с удовольствием делятся воспоминаниями, с воодушевлением рассказывают о планах, а завтра – обе будут  на пути в столицу, затем Оксана отправится в Германию.

Редкие встречи с родиной предков, будь то далёкая Ярославщина или деревни Гора, Черея, Марьино в нашей Беларуси, душевны и неповторимы.

А встречи на нашей чашникской земле с такими талантливыми людьми, как сёстры Аракчеевы, можно назвать подарком судьбы, а сами художницы, как и вся их выдающаяся семья – гордость земли нашей.

Наталия ШИРКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *