Командир оловянной армии

Что связывает Жабинку с Чашниками? Райцентры  находятся в противоположных точках на карте страны, а города-побратимы: населяет их одинаковое количество белорусов, построены на реках, в городках бесперебойно «пыхтят» заводы и фабрики, а местные гордятся славным военным  прошлым.  Еще на Брестчине и Чашниччине живут удивительные люди — командиры армий игрушечных  солдатиков. В Жабинке — Михаил  Селов, а в Чашниках — Виталий Ганчар. Эти авторы оловянных миниатюр лично друг с другом не знакомы. О брестчанине писали в газетах и журналах задолго до того дня, когда чашничанин впервые принес свою коллекцию в районный исторический музей. Работы жителя Жабинки  распродаются по всему миру. В дом-музей приезжают люди с разных уголков республики. Тем не менее в гостях и у нашего земляка —  тоже рай для мальчишек. 

Мастер оловянной миниатюры Виталий Ганчар организовал выставку своих работ в Чашникском историческом музее.

Виталий Ганчар искусно овладел премудростями работы с оловом. Другое дело, что своих солдат «главнокомандующий» нигде особо не рекламирует: с галереями не сотрудничает, интернетом пользуется в информационных целях. Да и само отношение к известности у него своеобразное: ведь он и так счастливый человек. Хотя организовать персональную выставку с презентацией новых работ все же задумал. Воины, которые пополнят ряды игрушечных войск, будут выглядеть точь-в-точь как участники легендарных событий, что произошли на Чашниччине 31 октября 1812 года.

Согласно историческим данным, русские в бою при Чашниках потеряли порядка 400 человек (хотя есть мнение, что эти цифры занижены), а французы — 1200.
Благодаря этой победе Витгенштейн смог продвинуться дальше. Впоследствии он и принудил сдаться французский гарнизон в Витебске. Наполеон, узнав об этом, «рвал и метал».
Жаль, что за эти успехи русских большую цену заплатили белорусы. В Чашниках, Смольянцах, Коптевичах сгорела дотла большая часть крестьянских домов. Многие местные жители погибли. На окраине д. Коптевичи в 1962 году установлена стела в память об этих трагических событиях. Также Чашники и Коптевичи включены в международный туристический маршрут «Москва — Бородино — Париж», пролегающий по местам боевой славы Отечественной войны 1812 года.

Ровно 208 лет назад наша земля приняла страшный бой Отечественной войны 1812 года. Накануне маршал французской армии Виктор получил приказ любой ценой восстановить линию фронта по Двине, которая была нарушена после того, как фельдмаршал имперской российской армии Витгенштейн освободил Полоцк от французов. А это грозило тем, что армия Наполеона могла бы не получить необходимое ей продовольствие и обеспечить себе стоянку на зимних квартирах.

Ополченцы в сражении при Чашниках 31 (19) октября 1812 года.

30 октября русская дивизия заняла позицию у местечка Чашники. Генерал-майор артиллерии князь Яшвиль с авангардом войска Витгенштейна расположился около французов и доложил о готовности противника к сражению. Действительно, Виктор, также сосредоточивший около Чашник большую часть сил, готовился к бою. Он дополнительно созвал подкрепление от войск, которые прибыли к месту в ночь с 30 на 31 октября.
Главнокомандующий Витгенштейн не знал о появлении резерва и решил предпринять атаку. Солдаты Виктора располагались по обе стороны реки Лукомки. Сообщением между французскими войсками служила плотина у Смольянцев. На передовой у наполеоновской армии были до 10 тысяч человек.
Яшвиль с рассветом 31 октября двинул свои силы на врага — 13 батальонов, 3 ополченческих дружины, 15 эскадронов и 2 казачьих полка. Они перешли реку, но встретили сильное сопротивление противоборствующей стороны.
Дождавшись подкрепления Витгенштейна, Яшвиль снова атаковал, и французам пришлось сдать позиции, покинуть Чашники и отступить за Лукомку.

Бои комнатного полководца

— Мечта любого мальчишки моего детства — набор цветных оловянных солдат. В СССР такие сначала производили в ГДР, и если кому из ребят привозили «из-за границы» эти фигурки, то весь двор им завидовал. Это были древние варвары, ковбои, индейцы. Чуть позже у нас начали продавать солдатиков Донецкого завода игрушек — любовь, так сказать, и обожание миллионов детишек. Мы их выменивали друг у друга. Настоящие интриги детские плели, чтобы их заполучить. Но эти фигурки все были однотонные, а так хотелось сделать их «настоящими». Вот однажды и подумал: почему не сделать их самому. И начал создавать свое первое войско из пластилина, — вспоминает Виталий Ганчар.

Родился он в Лепеле. В школе учился неплохо. Черчение, рисование — на «отлично». А история была самым любимым предметом. Парня даже к республиканской олимпиаде готовили, но в семье случилось несчастье, и в ней он не смог участвовать.

— Я зачитывался исторической литературой. Моим любимым публицистом был Ян Васильев. Особенно впечатлила его трилогия «Нашествие монголов». Бывало, вечером перед сном возьмешь книгу в руки — и до утра, — рассказывает Виталий.

Службу в армии уроженец Лепельского края проходил в Германской Демократической Республике. Однажды, будучи в увольнении, в городе Лейпциге посетил музей оловянных солдатиков в Торхаус Дёлитц, фонд которого насчитывал в те годы около 100 тысяч миниатюр. Экспозиции белоруса поразили. В музее он провел в тот день несколько часов. Уходить из этого сказочного места не хотелось. Вернувшись в казарму, всю последующую ночь не мог уснуть: мечтал о собственной коллекции и твердо решил, чем в первую очередь займется дома после демобилизации.

— На деле же оказалось, что сделать даже самую простую фигурку из олова довольно сложно. И если историческую информацию и описание создания объемных композиций мог узнать из книг и журналов (хотя это тоже было не таким простым занятием, ведь приходилось кучу источников штудировать и по крупицам собирать данные), то, как правильно отлить фигурку, чтобы она была прочной и с ней можно было бы в дальнейшем работать, пришлось учиться методом проб и ошибок, — резюмирует мастер.

Всё начинается с вдохновенья. Эскиз будущего изделия переносят на бумагу. По нему изготавливают пластилиновую мастер-модель, которую помещают в жидкий цемент или алебастр. Смеси дают высохнуть при определенной температуре и влажности. Затем пластилиновый манекен извлекают, получается форма, куда уже заливается горячий сплав. Виталий использует олово с добавлением свинца. Сейчас многие мастера применяют силикон для форм: он прочный и служит дольше. Но Виталий предпочитает все делать по старинке: меньше затрат, да и одинаковые формы применяет редко, так как не любит повторяться.
После того, как фигурка отлита, начинается самое сложное. Миниатюрными ножами ей автор добавляет резкость и контрастность. Затем начинает ювелирный процесс покраски. Делает это с помощью нитрокраски и деревянных лопаточек и спичек. Аксессуары вырезает из пластика и металла. Стоит отметить, что подобные дополнения к образу порой даются тяжелее, чем вся прежняя объемная работа. Например, недавно мастер несколько дней искал, из чего русские солдаты в 1812 году пили чай на привале, чтобы потом создать мини-копию этой полевой кухонной посуды.

Дорогие игрушки

В Чашникском историческом музее желающие могут увидеть 105 работ мастера. А для сохранности коллекция находится за стеклом в самодельных деревянных мини-витринах. В каждой — по 15 солдат. Это — свирепые древнеримские воины, воины армий Древней Македонии, Египта, Карфагена, Руси, Великого княжества Московского, Российского царства. Рыцари первого крестового похода, орденов «Меченосцев», «Тамплиеров», солдаты Западной Европы XIV — XVII веков. Среди войска есть и фигурки, относящиеся к периоду Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Застывшие в олове участники крупнейших сражений Северной войны, других русско-шведских, а также русско-турецких воин, Семилетней войны, русско-прусско-французской войны. В одном из заветных ящиков — солдаты Отечественной войны 1812 года. Кстати, данную экспозицию автор планирует дополнить еще 2 моделями. Это будут миниатюры солдат наполеоновской армии, что участвовали в боях на Чашниччине: итальянский и голландский военнослужащие.

Дома у Виталия Ганчара на полках хранится около 200 миниатюр. Их он тоже планирует отнести в музей. Сейчас изучает материал о Лукомльском княжестве: время правления Андрея Ольгердовича, битва 1563 года, когда Лукомль в ходе Ливонской войны был взят штурмом и уничтожен.

Миниатюры солдат из коллекции Виталия Ганчара. Исторический период 1806-1812 гг.

— В нашей стране единицы занимаются исторической миниатюрой. В Минске есть галерея ремесел «Славутасць», через которую можно продавать такие сувенирные изделия. Причем стоят они довольно дорого. Но я расставаться со своей коллекцией не хочу. Иногда дарю знакомым и родственникам работы. Но редко. Я же их для себя, для души делаю, — откровенничает «полководец» из Чашник.

В целом за месяц Виталий Ганчар может сделать и 3 фигурки. Но все зависит от вдохновения и  свободного времени. Зимой, конечно, процесс идет быстрее. Весной-летом скульптор-самоучка за любимым занятием проводит, бывает, только 20 минут в день. Работает Виталий в сфере строительства, так что после тяжелого трудового дня  сил  на хобби не остается, да и жизнь по выходным в частном доме в основном проходит в режиме «нон-стоп».

Виталий Ганчар хотел бы в ближайшее время организовать выставку. На нее пригласить школьников и рассказать о своем увлечении. Название уже придумал — «Мечта». И кто знает, возможно, увидев работы уникального мастера, кто-то из сегодняшних мальчишек тоже захочет сделать своего стойкого оловянного солдатика.

Варвара ЮРКЕВИЧ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *