Новолукомчанин Владимир Шаблов — один из миллионов малолетних узников, которым посчастливилось выжить и встретить победный май

Листая альбом с черно-белыми фотографиями, Владимир Федорович невольно останавливает свой взгляд на снимках, где он запечатлен с дорогим сердцу человеком — мамой. Именно она не только подарила жизнь мальчику, но и смогла сохранить ее в годы военного лихолетья.

Родился В. Ф. Шаблов в д. Андроновичи Витебского района, которой сегодня уже нет на карте. Жили как все, работали, строили будущее. С наступлением Великой Отечественной войны изменился привычный уклад жизни. Даже маленькие дети замечали, что происходит что-то страшное. Тот морозный зимний вечер 1943 года, когда в дом ворвались фашисты с собаками, Владимир помнит и сейчас.

«Мы еще не спали, когда зашли немцы и сказали, что нам двадцать минут на сборы. После нас вместе с другими односельчанами погнали в Витебск. Наша семья, мы со старшим братом и матерью, находились в концлагере «5-й полк», на окраине города. Мама после войны не хотела говорить о времени, проведенном в концлагере, ведь это боль и бесконечное горе. Рассказывала, что меня напугали собаки, после чего я сильно заболел. Да и условия в лагере известно, какие: скудная еда, неотапливаемые бараки, нечеловеческое обращение. Впрочем, едой сложно назвать то, что давали узникам. Баланда из отходов пшеницы, мерзлая картошка…». Владимир Федорович очень волнуется, рассказывая о пребывании в концлагере. Ведь время, проведенное там, оставило неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Утраченное в тот период здоровье отзывается и сейчас. Пенсионер вспоминает, что чуть выжил тогда, будучи пятилетним мальчиком, долго болел, а восстановление затянулось на годы.

Чтобы понимать, в каких условиях содержали узников, приведем документальные архивные свидетельства: «Шталаг №313 располагался на северо-западной окраине Витебска на территории бывшего 5-го железнодорожного полка. В начале 1943 года в лагерь было помещено около 20 тысяч жителей Витебска и окрестных деревень. Общее число расстрелянных, погибших от голода и болезни, захороненных только в лагере военнопленных на территории полка, на основании свидетельских показаний и данных экспертизы, превышает 100 тысяч человек, 12 тысяч из которых — мирные жители».

Это лишь фрагмент задокументированных нацистских бесчинств на нашей земле и только в одном концлагере. После себя фашисты оставили кровавый след, усеянный трупами.
В том же концлагере «5-й полк», называемый шталаг №313, где в качестве малолетнего узника находился до 1944 года В. Ф.Шаблов, по итогам расследования, проведенного соответствующими службами, обнаружено следующее: «В одной из ям, величиной 7х8 м и глубиной 4 м, обнаружены трупы мужчин и женщин в гражданской одежде. У многих котелки и консервные банки, привязанные к поясу. Преобладающий возраст погибших 20-30 лет. Многие трупы носят следы смерти от расстрела в голову».
Читая подобные факты, невозможно представить, что таких лагерей смерти на всей оккупированной территории насчитывалось десятки и даже сотни, тысячи. Сегодня убеленные сединами свидетели тех событий с трудом сдерживают слезы, вспоминая Великую Отечественную войну. Большинство из них были совсем детьми, но память хранит многое.

Судьба позволила всем троим из семьи Шабловых остаться в живых и вернуться в родную деревню. Несмотря на все пережитые тяготы лагерной жизни, подорванное здоровье, рядом с мальчиками была мама, самый родной человек, а такого счастья в послевоенное время огромное количество малышей были лишены. Она безмерно любила своих сыновей, возможно, эта ее искренняя материнская любовь и сберегла их от гибели в концлагере.

«После смерти старшего брата, — рассказывает Владимир Федорович, — а умер он в достаточно молодом возрасте, мама чуть не каждый день ходила к нему на кладбище, разговаривала. Говорила, что ей так легче. Вскоре и сама ушла. Сказалось все пережитое горе».
Оба брата получили образование и реализовали себя в профессии. Владимир окончил сначала строительную школу, после — школу механизации в Высоком, в армию его не взяли по состоянию здоровья. А еще в трудовой биографии есть курсы электромеханика от Витебского ДОСААФ. Работал электриком на Витебском керамзитовом заводе, а в конце 70-х переехал в Новолукомль, на строящийся тогда еще завод керамзитового гравия. С этого предприятия и на заслуженный отдых вышел.
В семейном альбоме очень много любительских фотографий. На наш вопрос о фотографе, В. Ф. Шаблов улыбаясь и с гордостью отвечает: «Это брат мой увлекался фотографией, поэтому много снимков. Хотелось каждый счастливый миг запечатлеть на пленку. Вот мы, а вот мама…молодая…»

Наталия ШИРКО.