Притягательность иконописи Николая Рыбачёнка из Новолукомля

Иконопись Николая Рыбачёнка сияет особенным светом. Подходишь к божественным образам в чеканных окладах, вглядываешься – и сердцем ощущаешь: это не просто работы для выставки. Перед ними хочется молиться.

Талантливого новолу­комчанина, иконопис­ца и художника, члена народного клуба «Ма­стер» Чашникского Дома ремесел знают не только на родной земле. Николай Николаевич много работал в храмах. Трудился в Чашникской Спасо-Преображенской церкви, расписывал сте­ны и алтарь в церкви в Минской области. Один из его недавних подар­ков райцентру – рису­нок на фасаде здания гимназии. Немало по­трудился над созданием комфортных условий для учащихся второй школы Новолукомля. Внутри и снаружи уч­реждения читается по­черк творческого зем­ляка.

Особую ценность и уникальность представ­ляют его иконописные работы. Символично, что рождение Николая Николаевича совпало с великим праздником православных – Пас­хой. Спустя годы мож­но утверждать, что это было знаком. Религи­озная тематика станет главенствующей в его творчестве.

Талант художника проявился ещё в школе. В подростковом возрас­те вместе с родителями жил в Туле, где учил­ся в художественной студии. Именно тогда познакомился со свер­стниками, которые все­рьез интересовались религией, традициями православной культу­ры, посещали храмы. Круг единомышленни­ков расширился, когда Николай поступил на оформительское отде­ление Московского уни­верситета искусств.

Большую часть сво­ей жизни наш талантли­вый земляк занимался художественно-офор­мительской деятель­ностью и параллельно самостоятельно изучал историю и технологию иконописи, его инте­ресовала именно пра­вославная икона. По словам Николая Нико­лаевича, религиозная тематика была ему всег­да близка.

Благословение на со­здание икон народный мастер получил на чаш­никской земле, здесь же занялся иконописью. Первая православная икона называлась «Пре­ображение». Результат окрылил, убедив в пра­вильности избранного направления. Художник создал свой неповтори­мый стиль.

У мастера богатое наследие. Две иконы «Богородицы» в резных окладах подарил семье дочери Марии. Немало — друзьям, родственни­кам, знакомым.

Одна из интересных работ – Казанская ико­на Богоматери. Веру­ющие поклоняются ей как сильной заступнице. Изготавливал лик этой святой новолукомль­ский художник пример­но 5 месяцев. Создавая копию, автор соблюдал основные традиции, но внес частичку своей души.

Есть в его коллекции Смоленская Богороди­ца и много других. Ну и, конечно же, Николай Чудотворец. Как при­знаётся автор, иконы ассоциируются с собы­тиями из личной жизни. Возможно, именно по­этому у него нет люби­мых работ.

Каждый образ обяза­тельно освящается, ина­че это не икона, а лишь ее копия. Большинство из них автор обрамля­ет чеканкой. Она, как литье и гравировка, яв­ляется древнейшей тех­никой художественной обработки металла. Это тоже придаёт работам индивидуальность и не­повторимость.

Рассматривая икон­ные оклады, созданные Николаем Рыбачёнком, видишь необычные ра­боты, созданные с ма­стерством и любовью. Они дополняют и отте­няют образ, несут в себе богатую символику.

Истинная ценность иконы в ее духовной составляющей, кото­рую нельзя увидеть, а можно почувствовать. Она должна быть жи­вой, и добиться этого могут редкие мастера. Божественные образы Николая Николаевича у каждого вызывают свои чувства и ощущения, особенный смысл.

Желающие увидеть уникальные шедевры, созданные талантли­вым земляком, могут заглянуть в Чашник­ский дом ремесел. Сейчас в выставоч­ном зале находится его коллекция. В уч­реждении культуры не только познакомитесь с божественными образа­ми в чеканных окладах Николая Рыбачёнка, здесь с удовольствием расскажут об интерес­ных фактах биографии мастера.

Наталья СТУКАЛОВА