Специалист рассказала об изменениях порядка подачи и рассмотрения обращений
Со 2 января 2023 года вступает в силу Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Вносятся изменения в порядок подачи и рассмотрения обращений.
Как будет работать эта система, корреспонденту районной газеты рассказала заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Чашникского районного исполнительного комитета Анна Шапковская.
– Анна Викторовна, что изменится в алгоритме подачи обращений?
– Сейчас создается единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан – единая точка подачи обращений. По сути, это отдельный портал. Зарегистрировавшись на нем, пользователь получит доступ к личному кабинету, посредством которого сможет подать электронное обращение в любой госорган. В этом заключается первая цель создания системы.
– Смогут ли граждане обращаться анонимно?
– Немаловажный вопрос, который решает единая система подачи обращений, – идентификация граждан. Дело в том, что сейчас формы электронных обращений на сайтах госорганов довольно простые. Любой может указать вымышленные фамилию, имя и отчество, контактные данные. Технология, которую планируется использовать, не предполагает отправку анонимных электронных обращений – она так или иначе идентифицирует заявителя. Отправить обращение сможет только зарегистрированный пользователь.
– Как это сделать простому гражданину?
– Для регистрации в системе можно использовать три способа. Наиболее доступный – заполнить необходимые реквизиты в самой системе обращений. Чтобы исключить ввод вымышленных данных, предусмотрена привязка учетной записи к реальному номеру телефона. Также можно использовать ID-карту или средства электронной цифровой подписи. Если у вас есть такая карта или ЭЦП, можете работать с ними в системе обращений. Как вариант, можно использовать те реквизиты, которые были выданы при регистрации в Национальной почтовой электронной системе. Их вы сможете получить в любом отделении почтовой связи при предъявлении паспорта.
– Анна Викторовна, а как будет налажена обратная связь?
– Получить ответ можно также несколькими способами. Сформировав обращение и заполнив форму, в самом конце необходимо выставить галочки, каким образом хотелось бы получить ответ. Через систему человек получает ответ по умолчанию, но при этом он может выбрать и другие варианты: по электронной почте или в бумажном варианте. Если он настроит СМС- уведомления, на номер его телефона придет уведомление о том, что готов ответ на обращение.
– Каков алгоритм действий при регистрации для юридических лиц?
– При авторизации в системе обращений можно использовать ключ ЭЦП ГосСУОК AvPass. Сертификаты открытых ключей приобретаются в Регистрационных центрах ГосСУОК. Для всех сотрудников государственных органов, имеющих доступ к обращениям, обязательно использование ключа ЭЦП или ID-карты при работе с системой обращений.
– Как войти в личный кабинет?
– Загрузить в браузере стартовую страницу системы обращений (обращения. бел). На стартовой странице сайта нужно кликнуть на кнопку «Вход» или «Войти». Заполнить предложенную форму своими учетными данными и кликнуть на кнопку «Войти» или авторизоваться, используя ключ ЭЦП ГосСУОК либо ЕС ИФЮЛ, либо НПЭС.
– Что делать, если забыл логин и пароль?
– В таком случае следует кликнуть на кнопку «Забыли пароль» и выполнить действия, которые предложит система.
Наталья СТУКАЛОВА