Специалист рассказала об изменениях порядка подачи и рассмотрения обращений

Со 2 января 2023 года вступает в силу Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Вносятся изменения в порядок подачи и рассмотрения обращений.

Как будет работать эта система, кор­респонденту районной газеты расска­зала заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридиче­ских лиц Чашникского районного ис­полнительного комитета Анна Шап­ковская.

– Анна Викторовна, что изме­нится в алгоритме подачи обра­щений?

– Сейчас создается единая (инте­грированная) республиканская ин­формационная система учета и обра­ботки обращений граждан – единая точка подачи обращений. По сути, это отдельный портал. Зарегистрировав­шись на нем, пользователь получит доступ к личному кабинету, посред­ством которого сможет подать элек­тронное обращение в любой госор­ган. В этом заключается первая цель создания системы.

– Смогут ли граждане обра­щаться анонимно?

– Немаловажный вопрос, который решает единая система подачи обра­щений, – идентификация граждан. Дело в том, что сейчас формы элек­тронных обращений на сайтах госор­ганов довольно простые. Любой мо­жет указать вымышленные фамилию, имя и отчество, контактные данные. Технология, которую планируется ис­пользовать, не предполагает отправку анонимных электронных обращений – она так или иначе идентифицирует заявителя. Отправить обращение смо­жет только зарегистрированный поль­зователь.

– Как это сделать простому гражданину?

– Для регистрации в системе мож­но использовать три способа. Наибо­лее доступный – заполнить необходимые реквизиты в са­мой системе об­ращений. Что­бы исключить ввод вымыш­ленных дан­ных, предусмо­трена привязка учетной записи к реальному номеру теле­фона. Также можно исполь­зовать ID-кар­ту или средства электронной цифровой под­писи. Если у вас есть такая карта или ЭЦП, можете ра­ботать с ними в системе обращений. Как вариант, можно использовать те реквизиты, которые были выданы при регистрации в Национальной по­чтовой электронной системе. Их вы сможете получить в любом отделе­нии почтовой связи при предъявле­нии паспорта.

– Анна Викторовна, а как бу­дет налажена обратная связь?

– Получить ответ можно также несколькими способами. Сформи­ровав обращение и заполнив фор­му, в самом конце необходимо вы­ставить галочки, каким образом хотелось бы получить ответ. Через систему человек получает ответ по умолчанию, но при этом он мо­жет выбрать и другие варианты: по электронной почте или в бумажном варианте. Если он настроит СМС- уведомления, на номер его телефона придет уведомление о том, что готов ответ на обращение.

– Каков алгоритм действий при регистрации для юридических лиц?

– При авторизации в системе об­ращений можно использовать ключ ЭЦП ГосСУОК AvPass. Сертификаты открытых ключей приобретаются в Регистрационных центрах ГосСУОК. Для всех сотрудников государствен­ных органов, имеющих доступ к об­ращениям, обязательно использо­вание ключа ЭЦП или ID-карты при работе с системой обращений.

– Как войти в личный кабинет?

– Загрузить в браузере старто­вую страницу системы обращений (обращения. бел). На стартовой странице сайта нужно кликнуть на кнопку «Вход» или «Войти». Запол­нить предложенную форму своими учетными данными и кликнуть на кнопку «Войти» или авторизоваться, используя ключ ЭЦП ГосСУОК либо ЕС ИФЮЛ, либо НПЭС.

– Что делать, если забыл логин и пароль?

– В таком случае следует кликнуть на кнопку «Забыли пароль» и выпол­нить действия, которые предложит система.

Наталья СТУКАЛОВА