О том, как Мария Латышкевич из Чашник, создает удивительной красоты вещи и предметы для дома

С описания чудесных гобеленов на стенах квартиры нашей постоянной читательницы Марии Латышкевич из Чашник начала свой рассказ, почтальон Наталья Горелова. Именно она порекомендовала корреспонденту пообщаться с Марией Викторовной, чтобы увидеть, какую красоту может создать настоящий талант, которому и возраст не помеха.

Мария Латышкевич – из по­коления детей войны, она помнит и сегодня, как при­ходилось под свистом пуль, прихватив немудреные пожит­ки, убегать из родного Сельца в соседнюю деревню Таранто­во. Родительский дом сожгли фашисты и, вернувшейся на пепелище с маленькой Машей на руках, ее матери самой при­шлось строить новое жилье и новую жизнь. Отец погиб на фронте, семье было тяжело, и чтобы помочь близким, оту­чившись в седьмом классе, Мария пошла работать. Она не заканчивала учебных за­ведений, оставшись, как сама говорит, рабочим человеком. Трудилась и на хлебозаводе, и помощником воспитателя в детском саду, и даже на де­ревообрабатывающем произ­водстве.

Как рассказывает Мария Викторовна, она никогда не стеснялась ручного труда, наоборот видела в нем свое- образную красоту. Особенное удовольствие ей доставляет возможность самой создавать красивые и полезные вещи.

Ее квартира сегодня – на­стоящий музей народного творчества: картины, ковры, покрывала и накидки, пред­меты гардероба, самодельные, но ничуть не уступающие по красоте магазинным. Вот тон­чайшие кружева салфеток на столике в прихожей, а рядом вязаная грелка в виде куроч­ки для чайника. Расшитые крестиком яркие подушки на диване соседствуют с, изго­товленными в той же технике, картинами на стенах. Под но­гами всюду коврики собствен­ного производства. И даже огромный ковер, висящий на стене, создан хозяйкой. Ма­стерица применяет технику ковровой вышивки, когда го­товое изделие визуально и на ощупь почти не отличается от заводского.

Изделия, расшитые в на­циональном белорусском сти­ле, создают особый колорит в каждой комнате. Большую часть сделанного женщина дарит близким, знакомым и соседям. Вещи, созданные ею с любовью, не просто греют в морозы, но по-настоящему согревают душу. Те, кто знает, и сегодня обращаются к ней с просьбами: то носки, то пинет­ки для малышей связать. Одно время даже торговала на рын­ке. Особенно когда подрастали дети и дополнительный доход был не лишним. Но все же, вя­жет и вышивает, как призна­ется Мария Викторовна, она больше для души. Как только среди домашних забот выда­ется свободная минута – берет в руки инструмент, нитки и погружается в удивительный мир, где, в умелых руках, кусок льняного полотна расцветает невиданными растениями.

Когда впервые взяла в руки спицы, крючок и иглу, моя со­беседница уже и не припомнит. Начальные уроки рукоделия Мария Викторовна получила от матери. В последствие пере­нимала мастерство у свекрови.

А сегодня сама с радостью учит каждого, кто обращается к ней за советом или просит по­казать, как работать в той или иной технике. В ее поделках, как в сложном узоре народно­го орнамента, отобразилась ее жизнь, полная стремления к творчеству, которое трудности и испытания не смогли пога­сить в душе мудрой и красивой женщины.

Андрей Шидловский