Их связала магистраль века

Романтика студотрядовского движения привлекала молодёжь всегда. Активные, целеустремлённые, жизнерадостные и воодушевленные…Именно такая молодежь в середине 60-х прошлого столетия приняла от старших эстафету созидательного труда на благо Родины.
Ударные комсомольские стройки увлекали за собой молодых людей по всей огромной стране. Ставка делалась на юношеский азарт, смелость и энергию молодых, готовность к покорению неизведанного. Поколение ребят и девушек, чьим отцам и матерям уготовано было пройти сквозь огненные годы военного лихолетья, внести неоценимый вклад в восстановление и развитие народного хозяйства, со всем пылом юношеского упрямства и напористости устремилось на достижение больших целей.

Степан Дмитриевич и Людмила Сергеевна Зуевы в своём доме в д. Лукомль.

Строительство Байкало-Амурской магистрали являло огромные перспективы для страны и развития народного хозяйства. Это была дорога к богатствам Сибири и Дальнего Востока, более короткий путь к Тихому океану, второй выход к этому водному бассейну после Транссибирской магистрали.
В 1974 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Министерство путей сообщения и Министерство транспортного строительства получили задание построить магистраль протяженностью 3145 км от г. Усть-Кут до г. Комсомольск-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал, проложить второй путь длиной 680 км на действующей Западной части БАМа Тайшет-Лена и в 1974-1979 гг. построить однопутную железную дорогу БАМ-Тында-Беркакит (длиной 400 км).
Степан Зуев, уроженец д. Рудница нашего района, на самую грандиозную стройку минувшего столетия попал одним из первых.
Родился наш земляк в 1952 году в простой сельской семье. После службы в рядах Вооруженных Сил вернулся в родные края, устроился водителем автобуса в автобазу №9 в Чашниках. Но неугомонная душа молодого комсомольца требовала значимых дел и свершений. Вот и решили ребята с предприятия поехать на строительство Новокузнецкого металлургического завода. Написали в комитет комсомола заявления, ждали ответа, но как раз в это время набирали отряды молодёжи на Всесоюзную комсомольскую ударную стройку — строительство Байкало-Амурской магистрали. И наши ребята — Степан Зуев, Александр Ивкин, Семён Купреев — не просто оказались среди зачисленных, а представляли Беларусь в составе 25 бойцов Всесоюзного ударного строительного отряда имени XVII съезда Ленинского комсомола, в котором, к слову, нашим землякам также посчастливилось поучаствовать. Кстати, в этом отряде значилась только одна представительница прекрасной половины — Алла Вишневская.

 

Людмила и Степан Зуевы (крайние справа) на одном из торжественных мероприятий.

В Минске ребятам выдали форму комсомольских строительных отрядов. «Куртки у них были очень красивые, зеленого цвета, с изображением зубра и надписью «Белоруссия», мы еще потом, уже на БАМе, просили у них сфотографироваться в форме, наши куртки отличались, хотя мы тоже отправлялись из Минска», — вспоминает супруга Степана Дмитриевича Людмила, которая тоже, только в составе другого отряда, отправилась в далеком 1974 году на БАМ. Но об этом ниже.
А пока дружные отряды бойцов-студотрядовцев следовали утверждённым маршрутом, по пути принимая поздравления от трудовых коллективов со всей огромной страны. Целую неделю до этого в Москве ребят учили и тренировали, как вести себя в пути, правильно говорить и принимать участие во встречах с представителями различных предприятий и организаций. «Распоряжением тов. Косыгина выдали нам по сто рублей денег, позже получили мы еще подъемные, и 27 апреля 1974 года с Ярославского вокзала в направлении Москва-Владивосток мы отправились на стройку, которая по многим показателям вошла в историю. Было нас около 760 человек: отряды делились по республикам, российские — по областям. Митинги, торжественные встречи на каждой станции, пламенные речи выступающих, восторженные взгляды встречающих и провожающих…Настолько все было переполнено событиями и эмоциями, что не передать. Людмила в составе своего отряда прибыла на место назначения быстрее, чем я», — улыбается Степан Дмитриевич.
Новоиспеченные бойцы-студотрядовцы, среди которых был Степан Зуев, должны были выйти на станции Большой Нивер, но по не зависящим от них обстоятельствам два отряда во главе с командиром Александром Никитенко попали в г. Шимановск на строительство комплекса стройиндустрии. За три года комсомольцы построили шесть заводов, изготавливающих продукцию строительного назначения для нужд БАМа.
Жили ребята в вагончиках, которых было около пятидесяти, квартира на шестерых, четыре занимали белорусы. Прибыло в Шимановск больше десяти отрядов — Якутский, Брянский и другие. Юношам предложили ехать в Новосибирск учиться на автокрановщиков, там они окончили техшколу с отличием, обучены были работе на японских автокранах. Через год на БАМ прибыл Первый Белорусский ударный комсомольско-молодёжный отряд имени Н. Кедышко.

БАМ. Слева С. Д. Зуев.

Работали, создавали семьи. Степан Зуев встретил свою половинку здесь, на БАМе. Людмила, тогда еще Лебедева, как уже упоминалось выше, прибыла на стройку в составе другого белорусского отряда. «Работала я в Шумилино каменщиком, сама родом из г. п. Оболь. Вот прошёл меж нами, девчонками, слух о строительстве «какой-то» дороги в Сибири, и мы стали узнавать, как нам туда попасть, хотелось уехать далеко. Из областного комитета комсомола мы, четыре юные девушки, а было мне в ту пору 19 лет, отправились в Минск, где нам все разъяснили и включили в состав формирующегося отряда на БАМ. Маме я написала из Москвы, что все хорошо, она и не знала, куда я поехала, только потом ей призналась, отправила письмо из Иркутска. Вот так было», — делится воспоминаниями активистка студотрядовского движения 70-х.
Поженились Степан и Людмила 22 марта 1975 года. Платье невесте на свадьбу прислала её мама, а жениху сшили костюм, как в сказке, всего за одну ночь его одноклассницы, которые работали в ателье на малой родине в Беларуси.
В 1976-м в семье Зуевых появился первенец Руслан, а через год им выделили отдельную комнату. В том же году главу семьи в качестве поощрения за ударный труд и успехи в работе отправляют в Москву, чтобы сфотографироваться у Знамени Победы и поучаствовать во встрече с Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым. Встреча проходила во Дворце культуры железнодорожников, и сегодня Степан Дмитриевич помнит, как это было. «Лично видел Леонида Ильича, когда мы все фотографировались, он через одного человека от меня стоял.
На этом мероприятии я должен был выступать с информацией, и ключевым моментом моего выступления была фраза, обращенная к Л. И. Брежневу: «Дайте нам подержаться за большую рельсу БАМа». Леонид Ильич сказал отметить выступление Зуева. И вот не успели мы добраться до Шимановска, как нас опередило распоряжение за подписью Л. И. Брежнева о переводе отряда имени XVII съезда Ленинского комсомола на БАМ, станцию Чильчи. Она была единственной, не занятой шефами. И вот 13 декабря 1977 года посадили нас на вертолёты, а высадку произвели на речке Усть-Нюгжа, до этого переправив, также вертолётом, вагончик для нашего обустройства. Правда, стекла были повреждены при транспортировке, и так пришлось кое-что спешно ремонтировать. Надвигались сумерки, а кругом тайга, дорог нет и мороз —50. Было нас 13 человек, а внутри вагончика — нары в два яруса.


На следующий день вертолет транспортировал нам еще один вагончик с продуктами, выгрузили четырнадцать тонн картошки прямо в снег. А в вагончике-магазине было все расфасовано, к столу привинчена металлическая миска для денег. Как магазин самообслуживания — пришел, взял товар, оставил деньги. Так мы прожили неделю, никто и не приехал, только эвенк пришел к нам на лыжах из соседней деревни Усть-Нюгжа (название, как у реки). А мороз стоял — 64, даже полушубки покрывались инеем. Говорили, что до этого пятнадцать лет не было такого мороза, последний раз так низко столбик термометра опускался в 1962 году. А через две недели прибыла по льду техника — бульдозеры, экскаваторы. Работа закипела — стали они разрывать берег, появились вагончики, столовая. От Тынды до Чильчей — 240 км. А мы как бы и не при деле. И вот пошел я к бригадиру мехколонны Владимиру Будному (Герой Социалистического Труда, имел орден Ленина, медали «Серп и Молот», «За трудовое отличие», уроженец Толочинского района Витебской области, Почетный гражданин г. Тында), попросил нас временно приютить, а он, узнав, что мы с ребятами обучены работе на японской технике — «Магирусах», «КАТО», с радостью взял восьмерых к себе в бригаду. Потом подошли и другие бригады, в которых мы должны были работать изначально, остальные ребята устроились туда. Устраивали насыпи под железнодорожное полотно, взрывали скалы и сопки, рубили просеки, работали люди и техника даже на отвесных склонах. Почти пятнадцатикилометровый Северомуйский тоннель, проходящий сквозь каменную «стену», строили больше двадцати лет».
Работал Степан и на бульдозере, и на самосвале, и на заправщике. Западногерманские «Магирусы» требовали авиационного топлива. Вот и приходилось водителю заправщика пробираться даже в небезопасные участки, где работали эти машины, за горючим проезжать по 450 км в одну сторону до станции Сковородино.
«Построили наши ребята своими руками дом на берегу реки на четыре семьи, помнится, отдыхали мы на том берегу, где жили, а на противоположном — медведица с двумя медвежатами. А река в то лето обмелела, было немного боязно, но интересно. Медведица не пускала своих малышей в реку, так они, прогулявшись, отправились назад в тайгу. А все мы смотрели не отрываясь», — улыбается, вспоминая то счастливое время, Людмила Сергеевна Зуева. «Жили мы все как одна семья, все праздники отмечали, детей растили, они и сейчас поддерживают связь друг с другом, как и мы, родители. Несмотря на прошедшие годы и изменения в стране, смену места жительства многих знакомых, наше «бамовское» братство осталось незыблемым».
А 1 октября 1984 года Степан Зуев был удостоен чести участвовать в завершающем этапе соединения Западного и Восточного участков БАМа — торжественной стыковке последнего, «золотого» звена железнодорожного полотна на станции Куанда. После этого события проследовал первый поезд из Тынды в Куанду. Кстати, город Тында, так называемая «столица БАМа», получил статус города только в ноябре 1975 года, до этого имел название поселок Тындинский.
Вот в Тынду, в просторную трехкомнатную квартиру, семья Зуевых и переехала, на улицу с московским названием — Красная Пресня. Не хотелось оставлять дом, но смена места работы, новые обстоятельства — пришлось.
Посчастливилось нашему земляку работать еще с одним Героем Социалистического Труда — легендарным Александром Бондарем, бригаде которого принадлежит мировой рекорд по скорости укладки железнодорожного полотна — 5, 4 километра в сутки.
Получили старшие Зуевы и высшее образование, Степан — в Хабаровске, Людмила — в Иркутске (работала бухгалтером до выхода на заслуженный отдых).
У главы семьи есть награды за доблестный труд на стройке века — медаль за строительство БАМа, орден Славы III степени, медаль «За трудовое отличие». Также Степан Дмитриевич занесен в Книгу почета АТП №9 г. Чашники и имеет звание «Почетный транспортный строитель».
Но главная награда Степана Зуева — его замечательная семья. Через два года после сына родилась дочь, Марина, еще через три — дочь, Екатерина. Есть у счастливой четы и Настенька, самая младшая дочурка, после окончания одного из питерских вузов, магистратуры девушка живет и работает в городе на Неве. Родилась она уже в постсоветский период — в 1991 году.
Жена Людмила все эти годы с любовью и терпением хранит тепло семейного очага, поддерживает уют и порядок в доме. Супруги и сейчас смотрят друг на друга с обожанием, в их доме всегда рады гостям. Несколько лет назад Зуевы приобрели жилье в д. Лукомль, проводят некоторое время в году здесь, сохранился еще и родительский дом в Руднице. Дочери Марина и Катя живут в Витебске, отсюда к детям и внукам ближе ездить, сами они тоже чаще приезжают. Сын с семьей в Тынде, да и Степан Дмитриевич еще там работает, но в Беларусь все-таки тянет.
Встречи бойцов ударных комсомольских отрядов стали доброй традицией. Степан Дмитриевич Зуев сейчас — исполняющий обязанности командира ССО. В этом качестве и поедет в г. Тынду, на юбилейное мероприятие, посвященное 45-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали имени Ленинского комсомола.
Бережно хранятся в альбоме фотографии прошлых лет, на которых запечатлены юные парни и девушки, энергичные и жизнерадостные, строящие не только магистраль столетия, но и свою жизнь, наполненную грандиозными событиями, судьбоносными встречами, великими открытиями…

Наталия ШИРКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *