Их связала магистраль века
Романтика студотрядовского движения привлекала молодёжь всегда. Активные, целеустремлённые, жизнерадостные и воодушевленные…Именно такая молодежь в середине 60-х прошлого столетия приняла от старших эстафету созидательного труда на благо Родины.
Ударные комсомольские стройки увлекали за собой молодых людей по всей огромной стране. Ставка делалась на юношеский азарт, смелость и энергию молодых, готовность к покорению неизведанного. Поколение ребят и девушек, чьим отцам и матерям уготовано было пройти сквозь огненные годы военного лихолетья, внести неоценимый вклад в восстановление и развитие народного хозяйства, со всем пылом юношеского упрямства и напористости устремилось на достижение больших целей.
Строительство Байкало-Амурской магистрали являло огромные перспективы для страны и развития народного хозяйства. Это была дорога к богатствам Сибири и Дальнего Востока, более короткий путь к Тихому океану, второй выход к этому водному бассейну после Транссибирской магистрали.
В 1974 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Министерство путей сообщения и Министерство транспортного строительства получили задание построить магистраль протяженностью 3145 км от г. Усть-Кут до г. Комсомольск-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал, проложить второй путь длиной 680 км на действующей Западной части БАМа Тайшет-Лена и в 1974-1979 гг. построить однопутную железную дорогу БАМ-Тында-Беркакит (длиной 400 км).
Степан Зуев, уроженец д. Рудница нашего района, на самую грандиозную стройку минувшего столетия попал одним из первых.
Родился наш земляк в 1952 году в простой сельской семье. После службы в рядах Вооруженных Сил вернулся в родные края, устроился водителем автобуса в автобазу №9 в Чашниках. Но неугомонная душа молодого комсомольца требовала значимых дел и свершений. Вот и решили ребята с предприятия поехать на строительство Новокузнецкого металлургического завода. Написали в комитет комсомола заявления, ждали ответа, но как раз в это время набирали отряды молодёжи на Всесоюзную комсомольскую ударную стройку — строительство Байкало-Амурской магистрали. И наши ребята — Степан Зуев, Александр Ивкин, Семён Купреев — не просто оказались среди зачисленных, а представляли Беларусь в составе 25 бойцов Всесоюзного ударного строительного отряда имени XVII съезда Ленинского комсомола, в котором, к слову, нашим землякам также посчастливилось поучаствовать. Кстати, в этом отряде значилась только одна представительница прекрасной половины — Алла Вишневская.
В Минске ребятам выдали форму комсомольских строительных отрядов. «Куртки у них были очень красивые, зеленого цвета, с изображением зубра и надписью «Белоруссия», мы еще потом, уже на БАМе, просили у них сфотографироваться в форме, наши куртки отличались, хотя мы тоже отправлялись из Минска», — вспоминает супруга Степана Дмитриевича Людмила, которая тоже, только в составе другого отряда, отправилась в далеком 1974 году на БАМ. Но об этом ниже.
А пока дружные отряды бойцов-студотрядовцев следовали утверждённым маршрутом, по пути принимая поздравления от трудовых коллективов со всей огромной страны. Целую неделю до этого в Москве ребят учили и тренировали, как вести себя в пути, правильно говорить и принимать участие во встречах с представителями различных предприятий и организаций. «Распоряжением тов. Косыгина выдали нам по сто рублей денег, позже получили мы еще подъемные, и 27 апреля 1974 года с Ярославского вокзала в направлении Москва-Владивосток мы отправились на стройку, которая по многим показателям вошла в историю. Было нас около 760 человек: отряды делились по республикам, российские — по областям. Митинги, торжественные встречи на каждой станции, пламенные речи выступающих, восторженные взгляды встречающих и провожающих…Настолько все было переполнено событиями и эмоциями, что не передать. Людмила в составе своего отряда прибыла на место назначения быстрее, чем я», — улыбается Степан Дмитриевич.
Новоиспеченные бойцы-студотрядовцы, среди которых был Степан Зуев, должны были выйти на станции Большой Нивер, но по не зависящим от них обстоятельствам два отряда во главе с командиром Александром Никитенко попали в г. Шимановск на строительство комплекса стройиндустрии. За три года комсомольцы построили шесть заводов, изготавливающих продукцию строительного назначения для нужд БАМа.
Жили ребята в вагончиках, которых было около пятидесяти, квартира на шестерых, четыре занимали белорусы. Прибыло в Шимановск больше десяти отрядов — Якутский, Брянский и другие. Юношам предложили ехать в Новосибирск учиться на автокрановщиков, там они окончили техшколу с отличием, обучены были работе на японских автокранах. Через год на БАМ прибыл Первый Белорусский ударный комсомольско-молодёжный отряд имени Н. Кедышко.
Работали, создавали семьи. Степан Зуев встретил свою половинку здесь, на БАМе. Людмила, тогда еще Лебедева, как уже упоминалось выше, прибыла на стройку в составе другого белорусского отряда. «Работала я в Шумилино каменщиком, сама родом из г. п. Оболь. Вот прошёл меж нами, девчонками, слух о строительстве «какой-то» дороги в Сибири, и мы стали узнавать, как нам туда попасть, хотелось уехать далеко. Из областного комитета комсомола мы, четыре юные девушки, а было мне в ту пору 19 лет, отправились в Минск, где нам все разъяснили и включили в состав формирующегося отряда на БАМ. Маме я написала из Москвы, что все хорошо, она и не знала, куда я поехала, только потом ей призналась, отправила письмо из Иркутска. Вот так было», — делится воспоминаниями активистка студотрядовского движения 70-х.
Поженились Степан и Людмила 22 марта 1975 года. Платье невесте на свадьбу прислала её мама, а жениху сшили костюм, как в сказке, всего за одну ночь его одноклассницы, которые работали в ателье на малой родине в Беларуси.
В 1976-м в семье Зуевых появился первенец Руслан, а через год им выделили отдельную комнату. В том же году главу семьи в качестве поощрения за ударный труд и успехи в работе отправляют в Москву, чтобы сфотографироваться у Знамени Победы и поучаствовать во встрече с Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым. Встреча проходила во Дворце культуры железнодорожников, и сегодня Степан Дмитриевич помнит, как это было. «Лично видел Леонида Ильича, когда мы все фотографировались, он через одного человека от меня стоял.
На этом мероприятии я должен был выступать с информацией, и ключевым моментом моего выступления была фраза, обращенная к Л. И. Брежневу: «Дайте нам подержаться за большую рельсу БАМа». Леонид Ильич сказал отметить выступление Зуева. И вот не успели мы добраться до Шимановска, как нас опередило распоряжение за подписью Л. И. Брежнева о переводе отряда имени XVII съезда Ленинского комсомола на БАМ, станцию Чильчи. Она была единственной, не занятой шефами. И вот 13 декабря 1977 года посадили нас на вертолёты, а высадку произвели на речке Усть-Нюгжа, до этого переправив, также вертолётом, вагончик для нашего обустройства. Правда, стекла были повреждены при транспортировке, и так пришлось кое-что спешно ремонтировать. Надвигались сумерки, а кругом тайга, дорог нет и мороз —50. Было нас 13 человек, а внутри вагончика — нары в два яруса.
На следующий день вертолет транспортировал нам еще один вагончик с продуктами, выгрузили четырнадцать тонн картошки прямо в снег. А в вагончике-магазине было все расфасовано, к столу привинчена металлическая миска для денег. Как магазин самообслуживания — пришел, взял товар, оставил деньги. Так мы прожили неделю, никто и не приехал, только эвенк пришел к нам на лыжах из соседней деревни Усть-Нюгжа (название, как у реки). А мороз стоял — 64, даже полушубки покрывались инеем. Говорили, что до этого пятнадцать лет не было такого мороза, последний раз так низко столбик термометра опускался в 1962 году. А через две недели прибыла по льду техника — бульдозеры, экскаваторы. Работа закипела — стали они разрывать берег, появились вагончики, столовая. От Тынды до Чильчей — 240 км. А мы как бы и не при деле. И вот пошел я к бригадиру мехколонны Владимиру Будному (Герой Социалистического Труда, имел орден Ленина, медали «Серп и Молот», «За трудовое отличие», уроженец Толочинского района Витебской области, Почетный гражданин г. Тында), попросил нас временно приютить, а он, узнав, что мы с ребятами обучены работе на японской технике — «Магирусах», «КАТО», с радостью взял восьмерых к себе в бригаду. Потом подошли и другие бригады, в которых мы должны были работать изначально, остальные ребята устроились туда. Устраивали насыпи под железнодорожное полотно, взрывали скалы и сопки, рубили просеки, работали люди и техника даже на отвесных склонах. Почти пятнадцатикилометровый Северомуйский тоннель, проходящий сквозь каменную «стену», строили больше двадцати лет».
Работал Степан и на бульдозере, и на самосвале, и на заправщике. Западногерманские «Магирусы» требовали авиационного топлива. Вот и приходилось водителю заправщика пробираться даже в небезопасные участки, где работали эти машины, за горючим проезжать по 450 км в одну сторону до станции Сковородино.
«Построили наши ребята своими руками дом на берегу реки на четыре семьи, помнится, отдыхали мы на том берегу, где жили, а на противоположном — медведица с двумя медвежатами. А река в то лето обмелела, было немного боязно, но интересно. Медведица не пускала своих малышей в реку, так они, прогулявшись, отправились назад в тайгу. А все мы смотрели не отрываясь», — улыбается, вспоминая то счастливое время, Людмила Сергеевна Зуева. «Жили мы все как одна семья, все праздники отмечали, детей растили, они и сейчас поддерживают связь друг с другом, как и мы, родители. Несмотря на прошедшие годы и изменения в стране, смену места жительства многих знакомых, наше «бамовское» братство осталось незыблемым».
А 1 октября 1984 года Степан Зуев был удостоен чести участвовать в завершающем этапе соединения Западного и Восточного участков БАМа — торжественной стыковке последнего, «золотого» звена железнодорожного полотна на станции Куанда. После этого события проследовал первый поезд из Тынды в Куанду. Кстати, город Тында, так называемая «столица БАМа», получил статус города только в ноябре 1975 года, до этого имел название поселок Тындинский.
Вот в Тынду, в просторную трехкомнатную квартиру, семья Зуевых и переехала, на улицу с московским названием — Красная Пресня. Не хотелось оставлять дом, но смена места работы, новые обстоятельства — пришлось.
Посчастливилось нашему земляку работать еще с одним Героем Социалистического Труда — легендарным Александром Бондарем, бригаде которого принадлежит мировой рекорд по скорости укладки железнодорожного полотна — 5, 4 километра в сутки.
Получили старшие Зуевы и высшее образование, Степан — в Хабаровске, Людмила — в Иркутске (работала бухгалтером до выхода на заслуженный отдых).
У главы семьи есть награды за доблестный труд на стройке века — медаль за строительство БАМа, орден Славы III степени, медаль «За трудовое отличие». Также Степан Дмитриевич занесен в Книгу почета АТП №9 г. Чашники и имеет звание «Почетный транспортный строитель».
Но главная награда Степана Зуева — его замечательная семья. Через два года после сына родилась дочь, Марина, еще через три — дочь, Екатерина. Есть у счастливой четы и Настенька, самая младшая дочурка, после окончания одного из питерских вузов, магистратуры девушка живет и работает в городе на Неве. Родилась она уже в постсоветский период — в 1991 году.
Жена Людмила все эти годы с любовью и терпением хранит тепло семейного очага, поддерживает уют и порядок в доме. Супруги и сейчас смотрят друг на друга с обожанием, в их доме всегда рады гостям. Несколько лет назад Зуевы приобрели жилье в д. Лукомль, проводят некоторое время в году здесь, сохранился еще и родительский дом в Руднице. Дочери Марина и Катя живут в Витебске, отсюда к детям и внукам ближе ездить, сами они тоже чаще приезжают. Сын с семьей в Тынде, да и Степан Дмитриевич еще там работает, но в Беларусь все-таки тянет.
Встречи бойцов ударных комсомольских отрядов стали доброй традицией. Степан Дмитриевич Зуев сейчас — исполняющий обязанности командира ССО. В этом качестве и поедет в г. Тынду, на юбилейное мероприятие, посвященное 45-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали имени Ленинского комсомола.
Бережно хранятся в альбоме фотографии прошлых лет, на которых запечатлены юные парни и девушки, энергичные и жизнерадостные, строящие не только магистраль столетия, но и свою жизнь, наполненную грандиозными событиями, судьбоносными встречами, великими открытиями…
Наталия ШИРКО.