Невероятно, но факт: приручивший молнию живёт в нашем районе

Трудовая биография Владимира Козловского неразрывно  связана с энергетикой. Что символично, родился он в  1951-м в деревне  Рудница, где в этом же году  был построен один  из первых объектов послевоенной гидроэнергетики страны — Лукомльская ГЭС. За трудовые заслуги электросварщик Козловский занесен на Всесоюзную Доску Почета ВДНХ СССР.  С него брали пример, у него учились начинающие специалисты. Из 70-ти лет, что  Владимир Иванович прожил на свете, почти полвека он отдал Лукомльской ГРЭС. Сначала возводил, затем ремонтировал самую мощную электростанцию страны. 

К дружному коллективу строителей-комсомольцев Володя Козловский примкнул, когда ему было шестнадцать. В советское время столь юных ребят не только без проблем принимали в штат, но и, особенно проявившим себя, поручали довольно ответственное дело. Судите сами: после окончания 10 классов парень устроился в строительное управление ЛГРЭС в качестве плотника-бетонщика, а уже через год трудился по 3-му разряду слесарем-монтажником треста «Центрэнергомонтаж». Причем не на земле, а был задействован на высотных работах по сборке и установке котла, каркаса первого энергоблока будущего флагмана белорусской энергетики.
«Прямо со стройки в армию и забрали», — шутит Владимир Иванович.

Служил уроженец Чашникского края в пограничных войсках в городе русской славы — Севастополе. Окончил школу среднего командного состава. Получил погоны старшего сержанта. Солдату пророчили военную карьеру. Парень сначала согласился остаться на сверхсрочку, даже заявление написал. Но ночной звонок в одно из его дежурств на КПП изменил планы на будущее.
— Мне позвонил сослуживец-одноклассник и сказал, что уже собрал вещи и уезжает домой. Спросил, точно ли я решил продолжать службу. А у меня сердце в тот момент так по родине затосковало, не передать! В общем, на следующий день пошел к руководству и сообщил, что возвращаюсь в Белоруссию, — вспоминает собеседник.

Покинув Черноморское побережье, Владимир Козловский вернулся в туманную синеокую. В отличие от теплого и благоустроенного Крыма, Лукомльская земля встретила бездорожьем. Условия, в которых работали те, кто строил электростанцию, были суровыми.

— Не ради красного словца скажу, но я резиновых сапог не снимал ни зимой, ни летом. Не было асфальтированных дорог, в глине порой техника застревала так, что бульдозером вытаскивали, и мы еще подсобляли: спинами упирались и подталкивали. Помню, что в тот день, когда пришел снова устраиваться в ЦЭМ, мне в бухгалтерии выдали 10 рублей премии за пуск первого энергоблока. Два года с того момента прошло, а обо мне вспомнили. Кто жил в то время, знает, что это были неплохие деньги, — продолжает разговор Владимир Иванович.

 

Откровенничает, что очень хотел учиться, ведь на стройку в 17 лет он пошел не от хорошей жизни: семья нуждалась в деньгах, родителям было трудно содержать четверых детей.

— В тот же день я еще к начальнику ЦЭМ на прием попал и попросил помочь выдать мне справку наперед о том, что я работаю в этой организации, чтобы поступить на заочное отделение в Молодечненский политехникум (тогда туда принимали документы только при наличии данной справки). Сроки вступительные поджимали. Но мне отказали. Тогда я обратился к руководству подразделения «Белэнергоналадки». Мне согласились написать документ, но с условием, что на следующий день выхожу на работу. Правда, все равно студентом в тот год не стал: поздно заветную справку в учреждение передал. В БЭРНе зарплата была невысокая, работа тяжелая, людей не хватало, но я же слово дал. Трудоустроился слесарем турбинного отделения. Конечно, со временем друзья переманили в монтажное управление «Белэнергомонтаж». Здесь сварщики были на вес золота. Я до армии немного пробовал варить. А на прежнем рабочем месте бригадир пообещал дать третий разряд, если справлюсь с заданием и заварю тонкостенный трубопровод. В итоге у меня все получилось неплохо. Так я и стал сварщиком, хотя нигде по этому профилю не учился, — делится воспоминаниями энергетик.


Из серьезных приобретений за этот период Владимира Козловского – мотоцикл «Восток». А «Москвич» появится позже, после того, как победителя всесоюзного и республиканских социалистических соревнований занесли на Доску Почета ВДНХ. Автомобиль со всей БССР в качестве поощрения получили всего 28 человек. В их числе был и уроженец Чашниччины.
Когда были введены в строй две очереди Лукомльской ГРЭС, в ожидании начала третьей работников «Белэнергомонтажа» направляли в командировки. На Курскую АЭС почти на полгода уехал и молодой отец: к тому времени Владимир Козловский женился, у них с супругой родилась дочь. Конечно, разлука давалась семье нелегко. Поэтому, когда стало известно, что третьей очереди ЛГРЭС не будет, Владимир Иванович принял решение уволиться, потому что работа в ближайшей перспективе могла быть только далеко от дома, а оставлять надолго родных не хотел.


– Цех централизованного ремонта мы называли между собой «цехом ценных работников». В этом коллективе я трудился более 30 лет. Сначала сварщиком. Поступил все-таки в Молодечненский политехнический техникум, учился по специальности паротурбинные установки. Окончил учреждение, между прочим, с отличием. После того, как получил диплом, меня назначили мастером бригады сварщиков. Правда, в новой должности долго не поработал. Уехал в Ирак. Наших специалистов туда командировали на ремонт ТЭС «Насирия». Там я находился больше года. Так что то, что Восток – дело тонкое, знаю не понаслышке, – резюмируют Владимир Иванович.

На пенсию В. И. Козловский вышел в 2010 году. В последние годы трудился старшим мастером. Но это не значит, что сидел в кабинете за бумагами. Говорит, что дел было больше, чем раньше. Причем по-прежнему работал руками. Учил молодежь.

На заслуженном отдыхе Владимир Иванович большую часть времени проводит на рыбалке. Живет он в д. Лукомль, в родительском доме. Часто навещают дети, внуки. В минувшем году из-за пандемии виделись редко. Но в нынешнем семейство надеется собраться вместе, чтобы поздравить отца и деда с юбилеем.

Работал Владимир Иванович  на важных объектах – на монтаже главного корпуса  и дымовой трубы № 3 ЛГРЭС  второй очереди. Трудился посменно, но это только формально. А по факту  специалиста могли вызвать на объект в любое время суток. Выходных, по сути, не было. Все зависело от поставок материалов. Но сложности  компенсировали  заработком. Электросварщик в 23 года  получал в месяц  400 рублей, в то время как инженер с образованием – 130.  

Варвара ЮРКЕВИЧ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *