
У каждого ребенка, пожалуй, самые незабываемые моменты связаны с новогодними праздниками.
Интересно, а как отмечали Новый год в военные и послевоенные годы, какого волшебства ждали детишки тогда? Об этом нам рассказала Вера Алексеевна Башукова из райцентра.
На её детские годы пришлись эвакуация, переезды. Шёл 1945-й, года четыре было маленькой Верочке, которая вместе со старшим братом Виктором находилась в круглосуточном детском садике Орловского командного танкового училища. Тогда он дислоцировался в Балашове. Отец у нашей собеседницы был человеком военным, стоял на защите Родины. Мать шила одежду для фронтовиков. Во время войны новогодние праздники были не такими, как сейчас, а елки не блистали яркими огнями и гирляндами.
У Веры Алексеевны осталась одна фотокарточка того времени, на ней можно рассмотреть счастливые лица малышей в нарядных праздничных костюмах и даже Деда Мороза. Украшали главный символ года бумажными поделками, а нарядная ель напоминала всем о мирной жизни и вселяла уверенность в скорую победу. Праздник отмечали очень скромно. Дети войны не переставали верить в то, что их отцы обязательно вернутся с фронта. Счастье было и в том, что сами живы, что рядом есть кто-то родной.
В послевоенное время, когда семья наконец воссоединилась, зажили по-другому, но не перестали радоваться обычным мелочам. Вера Алексеевна рассказала, что момент приготовления к празднику начинался задолго до Нового года. Ждали его, как настоящее чудо. Старший брат Виктор вместе с отцом клеили разные бумажные поделки в виде домиков, коробочек, матрешек. Затем ими украшали главный символ Нового года. В качестве подарков детям готовили выпечку: печенье, булочки, лесные орешки, которые помещались в изготовленные коробочки. Такие подарки родители вешали на елку, а ребята с завязанными глазами срезали их.
– Когда я была школьницей, – вспоминает чашничанка, – Новый год праздновала в школьной форме с белым фартуком. Винегрет считался новогодним салатом, ведь растительное масло было в дефиците аж до 1960 года. На праздничном столе стояли соленые огурцы, квашеная капуста. Мать готовила соевые, а в лучшем случае драные блины, затирку и чай. Радовались картошке и черному хлебу. Проще говоря, умели ценить то, что есть. Никаких изысков и изобилия, как сейчас, не было. Главное – мирное небо над головой, живые родители, возможность посещать школу.

Вера Алексеевна отмечает, что дети того времени – это наследники нравственного богатства, а не материального. На родителей равнялись, уважали и выполняли порой тяжелую работу по хозяйству. Хоть и родилась Вера Алексеевна в далёком Днепропетровске, но очень любит Чашниччину, где выросла, живёт сейчас.
– Малыши сегодня считают, что подарки должны быть обязательно большими, вкусными, дорогими, ведь ребята живут в достатке благодаря старшему поколению, – рассуждает женщина. – А сюрпризы от Деда Мороза просто должны быть потому, что они – атрибут праздника. Мы, как и все дети, тоже ждали подарков и чуда. Только чудом для нас было то, что можно собраться за столом всей семьей, не надо бояться, что вдруг могут объявить тревогу, простенькие сюрпризы, которые для нас казались чем-то волшебным.
Нам же остаётся ждать наступления Нового года. Оглянуться вокруг, научиться ценить то, что имеем, уважать старшее поколение. Послушать бой курантов, а затем просто загадать желание и стать счастливыми.
Марина МИШУЛКОВА