О справедливости в историческом, геополитическом и социальном контексте

В основе белорусской национальной по­литики лежит понятие справедливости. Президент не раз подчеркивал: нет спра­ведливости — не будет и государства, оно начнет разрушаться. Акцент на справед­ливости мы делаем, когда говорим о ре­гулировании цен и разнице в зарплатах между руководителями торговых сетей и простыми работниками. Именно спра­ведливость влияет на формирование та­рифов в сфере ЖКХ, которые в соседних странах возросли до неимоверных цифр, на новации в налоговом законодатель­стве, на возможность получения высше­го образования одаренному школьнику даже из самой отдаленной деревни. И на какую сферу ни обрати внимание — подобный подход будет везде. Справед­ливость, если хотите, – это наш бренд, основа идеологии. О ней стали говорить едва ли не как о национальной идее. По­чему? Разбираемся в нашем материале.

ИДТИ ОТ ЖИЗНИ. Немного истории. Акцент на справедливости — это про мировоззрение белорусского народа в принципе. Председатель правления РГОО «Белорусское общество «Зна­ние» Вадим Гигин рассуждает: если мы ищем национальную идею, то обострен­ное чувство справедливости — это как раз то, что белорусам было свойственно во все времена, что определяло смысл бе­лорусской государственности.

— Это связано с нашими цивилизаци­онными основами, с тем, что белорусская нация вышла из такого крестьянского, деревенского хозяйства, из этакой об­щины, «грамады», «талакi», где чувство локтя, взаимопомощи и тесно связанное с ним чувство справедливости всегда было очень важным. А ведь рядом с тер­мином «справедливость» есть и чисто бе­лорусский термин — «людскасць», и он гораздо шире, чем просто человечность. Вести себя «па-людску» — это и означает вести себя справедливо. Это то же самое, что и евангельское определение «посту­пай с другими так, как бы ты хотел, что­бы поступали с тобой».

Если мы посмотрим на наиболее успешные модели государственности на наших землях, то определялись имен­но этим самым качеством социальной справедливости. Почему, например, та­ким успешным был проект Белорусской Советской Республики? Почему люди до сих пор вспоминают о нем? Почему именно в это время были настолько се­рьезные достижения? Потому что наибо­лее яркие руководители — такие как Чер­вяков, Мазуров, Машеров — поступали именно «па-людску», «па-свойску». Это то, что наш Президент называет «идти от жизни». То есть руководствоваться пре­жде всего житейской логикой. Вот эти термины — «па-людску», «па-свойску» — и раскрывают белорусское понимание справедливости.

НЕЛЬЗЯ ВСЕ МЕРИТЬ ДЕНЬГАМИ. На Западе — наоборот. Что там до чая­ний простых людей, когда есть сухая эко­номическая теория, интересы бизнеса и крупных корпораций. Рыночное лицо той или иной страны, увы, с термином «справедливость» уж явно не коррелиру­ет. Хотя в нынешнем турбулентном мире все должно быть по-другому.

— Надо понимать, что тема справед­ливости гораздо шире, чем, скажем, тема, связанная с регулированием цен, — отме­чает аналитик Белорусского инсти­тута стратегических исследований Алексей Авдонин. — Мы видим, что коллективный Запад наживается и нажи­вался в течение последних 350 — 400 лет за счет несправедливости — неравномер­ного распределения доходов, зарабаты­вания на обмане, эксплуатации простых людей. Результат — уничтожение слабых государств и получение сверхприбылей определенными странами.

Президент очень четко обозначил, что, если мы, подобно нашим оппонен­там, будем распространять идеи неспра­ведливости, это всегда неизбежно будет вести к социальным распрям, к противо­стоянию богатых и бедных, к противо­стоянию регионов. В результате мы ста­нем легкой жертвой для политических манипуляторов, технологов, которые будут раскачивать общество, погружать его в состояние перманентной револю­ции, перманентного протеста и, есте­ственно, ослаблять его экономически, политически, в оборонной сфере. После того, как государство, народ окажется в раздрае, в противоречиях, он никогда не сможет решать сложные задачи по раз­витию экономики, улучшению быта, ин­фраструктуры, созданию высокотехно­логичных объектов, подобных АЭС или запуску космических аппаратов.

ЗАПРОС НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

— Запрос на справедливость актуален во всем мире, жить по справедливости хотят все, — анализирует депутат Па­латы представителей Национально­го собрания Сергей Клишевич. — На Западе управляют государством те, у кого больше денег. Если Западу, скажем, выгодно закрыть фермы в Литве в угоду собственным интересам, Литва их без проблем закроет и даже глазом не мор­гнет. Пусть это влияет не только на жиз­ни и благосостояние конкретных людей и провоцирует протесты, но и на нацио­нальную безопасность таких государств. Там ведь не ведется речь про нефть и газ. Вопрос стоит про еду, про возможность покушать. Про самое элементарное. По­этому такая модель построения госу­дарства, как в Литве, для нас это пример того, куда нам не стоит двигаться.

Наши люди должны ценить, видеть, что действительно происходит в нашей стране. И у нас хватает вопросов, но мы над ними работаем каждый день. И сове­щание Главы государства по конкретным проблемам, соответствующие мозговые штурмы с экспертами, чиновниками тому пример. Стали бы, например, еврочинов­ники обсуждать цены? Они считают, что все отрегулируется само собой. А значит, в Вашингтоне. А вот когда стоит вопрос о нефти, газе, ценах на российские энер­гоносители, тут сразу начинается их ак­тивность…

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ. Выстроенная в Беларуси система работы с населением позволяет государству оперативно реа­гировать на формулируемый обществом запрос на справедливость. Этот диалог ведется в комплексе: задействована ис­полнительная вертикаль, парламен­тарии, профсоюзы, другие структуры гражданского общества. Одна из форм — приемы граждан, которые дают воз­можность обратить внимание на наибо­лее острые вопросы, решить их, в случае чего ориентируясь на глас народа, пред­ложить и соответствующие изменения в законодательство. О том, что волнует общество, председатель Гродненского областного объединения профсою­зов, член Совета Республики Нацио­нального собрания Виктор Лискович знает не понаслышке. О справедливости как о неотъемлемом атрибуте социаль­ного государства рассказывает на кон­кретных примерах:

— Справедливость сегодня — это действительно как раз тот критерий, которым должен руководствоваться и сенатор, и работник профсоюзной орга­низации. Справедливость в целом сла­гается из многих составляющих. Это и наличие в нашем обществе равных ус­ловий для любого человека, это и пра­во на труд, где человек может выбрать себе ту профессию, которая будет ему по душе. Для этого опять таки есть все возможности. В частности, равные ус­ловия для поступления в средние специ­альные или высшие учебные заведения. Справедливость — это и распределение социальных благ в нашей стране. На любом предприятии существует систе­ма коллективных договоров, которая позволяет справедливо относиться к до­бросовестным работникам. Впрочем, и об ответственности конкретных работ­ников забывать нельзя.

Сохранение трудовых коллективов, недопущение банкротства, сохранение достойной заработной платы, различные виды социального страхования — это все то, что в нашей стране также характери­зует такое понятие, как справедливость. Если взять вкупе все эти составляющие, то именно справедливое отношение к человеку позволяет ему гармонично раз­виваться, трудиться с максимальной от­дачей. Страна благодаря этому приобре­тает стабильное общество в лице наших трудящихся.

СКАЗАНО Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— В основе нашей политики лежала концепция справедливости. Мы ее бу­дем придерживаться и дальше… Цель одна — только справедливость!

На совещании по вопросам безопасности, 10 октября 2022 года.