Рассказываем историю воинского захоронения и памятника партизанам, что в Старых Лавках

В Старых Лавках расположено воинское захоронение и памятник партизанам, отдавшим жизни за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков. В нашей традиционной рубрике рассказываем их историю.

В длинном списке преступлений нацистского режима особое место занимает карательная операция «Баклан», проведенная оккупантами весной-летом 1944 года на территории Витебской и Минской областей. Ее целью было полное уничтожение партизанских отрядов и сочувствовавших им гражданских лиц. Жители целых деревень уходили в леса, спасаясь от смерти. Но и здесь их настигали отряды карателей, чье методичное продвижение могло остановить лишь беспримерное мужество партизан.

«Окружив нас со всех сторон, каратели в течение нескольких дней беспрерывно обстреливали наш район из артиллерии, крупнокалиберных пулеметов, использовали танки. В некоторые дни налетало до 50 самолетов врага, сбрасывавших по 300 и более бомб. В грохоте и огне, казалось, в живых никого не осталось. Был сущий ад. Чахлый лес буквально весь был усеян телами погибших…», – такие воспоминания о прорыве блокады партизанской зоны на территории нашего района остались у выживших участников тех трагических событий.

В ночь с 18 на 19 июня 1944 года партизаны пошли на прорыв тройного кольца окружения. Атака до смерти измученных бойцов была такой решительной, что заградительная линия карателей не выдержала. В ходе операции одна из бригад привлекла к себе основное внимание, это позволило партизанским соединениям не только вырваться из блокадного кольца, но и вывести вместе с собой около 20 тысяч мирного населения.

Однако, выжили далеко не все. Многие из бойцов навеки остались в лесах Лепельского и Чашникского районов. Часть из них покоится под мемориалом в Старых Лавках. Почти у всех в похоронках один и тот же год смерти – 1944-й. Листая пожелтевшие страницы архивных документов среди тех, чьи имена выбиты на плитах мемориала, встречаем жителей Чашникского района: взрослых мужчин и безусых юнцов, пожилых колхозников и домохозяек. Будучи свидетелями зверских расправ фашистов с населением целых деревень, вчерашние мирные труженики становились отважными солдатами. Как, например, слесарь из деревни Ротно Вячеслав Дубицкий. Из сохранившегося представления к государственной награде мы узнаем, что молодой партизан полка Садчикова за неполные шесть месяцев службы в отряде принял участие в шести крупных операциях. В одном из своих последних боев он лично уничтожил пять гитлеровцев, подбил два танка, вывел из строя одно орудие.

Те, кто в силу возраста или здоровья не могли держать в руках автомат или противотанковое ружье, становились подпольщиками, добывая ценные разведданные, выполняя роль связных, ежечасно рискуя жизнью. Многие из них погибли от рук фашистов и их пособников. Такая судьба постигла уроженца Старых Лавок Викентия Гецмана. Будучи связным бригады Леонова, Викентий Евдокимович собирал информацию о движении воинских частей оккупантов, передавая их в партизанский штаб. Во время выполнения очередного задания 24 сентября 1941 года он попал в засаду, организованную немцами. Не добившись от подпольщика информации о месте расположения отряда, после долгих пыток фашисты расстреляли его неподалеку от деревни.

Но больше всего в списке на мемориале молодых ребят, едва успевших незадолго до войны окончить школу. Вот, например, Костя Дударков из деревни Вал. В свои неполные 19 он преподавал в родной школе, готовился к поступлению в пединститут, помогал по хозяйству родителям. С первых дней создания на Чашниччине партизанских отрядов парень ушел в лес, сражался с захватчиками, приближая освобождение родной земли. В похоронке, пришедшей на имя матери, за скупыми строками официального документа скрыт подвиг простого сельского парня, отдавшего свою жизнь за свободу и счастье родной земли.

Еще 145 воинов и партизан, уроженцев деревень Стражевичского сельсовета, нашли последний покой в братской могиле недалеко от реки Лукомки. В 1959-м над воинским захоронением поставили обелиск. В 1985 году к 40-летию Великой Победы при содействии Лукомльской ГРЭС, горожан на месте братской могилы был возведен небольшой мемориальный комплекс. В послевоенные годы в братскую могилу еще дважды перезахоранивали останки советских солдат, чьи могилы находили при строительстве Новолукомля.

И сегодня возвышается мемориал, окруженный старыми кряжистыми соснами, шум которых среди лесной тишины напоминает нам о тех, кто заплатил своей жизнью за наше мирное настоящее и будущее.

Андрей ШИДЛОВСКИЙ


Фото Галины ЖУКОВОЙ