Жизнь на ладони

Анна Евдокимовна Дробышева – уникальный человек. Встречи с такими людьми запоминаются на всю жизнь. В 98 лет она цитирует Онегина, поёт романсы, рассуждает о формуле Штайнмайера и может дать советы по правильному питанию. В Чашниках Анна Дробышева прожила больше полувека. Сейчас её домом стала квартира в новолукомльской пятиэтажке. О пожилой женщине заботятся родные – дочь Светлана и внучка Ирина.

– Мама старается всё делать самостоятельно. У неё строгий распорядок дня. К еде подход особенный: утром она пьёт зеленый чай, затем кушает кашу. Мясо практически не ест. Сладкое и солёное – в минимальном количестве, – рассказывает Светлана.

На вопрос, в этом ли секрет долголетия, бабушка улыбнулась и ответила, что всегда была избирательна в пище. Но самочувствие ещё зависит от образа жизни и от того, как человек относится к окружающему миру. Самоорганизация, ответственность, оптимизм и человеколюбие всегда преобладали в характере Анны. Её родители хотели, чтобы она стала учительницей, но дочка выбрала другую профессию.

– Я родом из России. Детство и юность прошли в Вышнем Волочке. Окончив восемь классов, поступила в Вышневолоцкое медицинское училище. Мне нравилось учиться. Была одной из лучших студенток курса. По специальности я акушерка. Перед началом войны меня направили в Беларусь, в Лельчицкий район. В Буйновичской больнице успела принять более сотни родов. И, что примечательно, на свет появлялись в основном мальчишки, – вспоминает Анна Евдокимовна.


Народной примете о том, что «много мальчиков – к войне», медик, конечно, не верит, да только факт остаётся фактом: за несколько лет до начала Великой Отечественной в СССР новорожденных мальчиков было на 1, 5% больше, чем девочек.
На белорусской земле россиянка встретила свою первую и единственную любовь. Её мужем стал молодой офицер Владимир Дробышев. С ним она прожила душа в душу долгую жизнь, в которой были и радости, и горести. Первым испытанием для пары стала война, разлучившая мужа и жену на годы.

– Супруга незадолго до нападения Германии направили на учения под Брест. Я осталась в Буйновичах. О том, что мирная жизнь закончилась, поняла, когда попала под вражеский обстрел, – рассказывает Анна Евдокимовна. – В тот день я с другими медсёстрами пошла за медикаментами в аптеку. Когда до входа в здание оставалось несколько метров, послышался странный свист и взрывы, мы не сразу сообразили, что по нам стреляют. От смерти спасла запряженная в повозку лошадь. Мы спрятались под телегу, а мужчина, что приехал на ней, залез под животное. Когда все закончилось, плакали и смеялись одновременно – радовались, что не погибли.

Жён офицеров из Беларуси эвакуировали в Пензенскую область. Анна жила в поселке Клин, работала в одном из колхозов. На Пензенщине у неё родился сын. Так сложилось, что акушерке, которая помогла появиться на свет более сотни малышам, пришлось у себя самой принимать роды. В такой экстремальной ситуации только опыт и медподготовка спасли ребёнка и мать.
В 1942 году Анне удалось узнать о судьбе родителей. Девушка писала во все инстанции и, наконец, получила ответ, что с началом войны их вывезли из Вышнего Волочка в безопасную зону, в Саратовскую область – в г. Красноармейск, недалеко от Пензы. Не раздумывая, молодая мать собралась в путь. До родных с девятимесячным ребёнком на руках добиралась на пароходе по Волге.

– В Красноармейске мы находились до окончания войны. Тяжёлое время было, страшное. Да и после горя хватило. Мы с родителями из эвакуации вернулись в Вышний Волочёк. Никогда не забуду поездку в Эстонию за пшеничной мукой на рынок. Думала, домой живой не вернусь. Сначала мешок с «драгоценностью» бандиты у меня хотели украсть. А потом за него чуть не убили. Времена были голодные и смутные. В общем, вернулась я домой, а отец посмотрел, что привезла, и говорит: « Это ж ячмень молотый!». И такая меня обида взяла! Столько ужасов пережила, а тут ещё и обманули! Я ещё ни разу в жизни так горько не плакала, как над тем злосчастным мешком! А через день у меня поднялась высокая температура, – вспоминает Анна Дробышева.

Тогда благодаря заботе родных она победила болезнь. Вскоре любимую отыскал супруг. Владимир часто говорил жене, что пройти всю войну и не погибнуть ему помогла вера в то, что он с Анной обязательно встретится, будет счастливо жить и растить детей.
В 1947-м супружеская пара приехала в Чашники: в райцентр молодую семью пригласили на работу родственники. Июнем этого же года датирована первая запись в трудовой книжке Анны Дробышевой, согласно которой медработник принята в Чашникскую райбольницу акушеркой. Вторая появилась в документе спустя сорок пять лет, когда Анна Евдокимовна ушла на заслуженный отдых. Владимир Дробышев заочно окончил Витебский пединститут, много лет трудился учителем физкультуры в СШ №2 (сейчас – Чашникская гимназия).

Пожалуй, самым сложным в практике акушерки райбольницы было рождение близнецов. Тогда впервые пришлось наложить щипцы. Эту операцию производят только в экстренных случаях, так как применение данного инструмента может вызвать серьезные осложнения как у матери, так и у ребёнка. Благодаря профессионализму Анны Евдокимовны процедура прошла успешно, а братья-близнецы и по сей день живут и здравствуют.

Дочь Анны Евдокимовны, Светлана, тоже медик. По специальности – фельдшер скорой помощи. От матери Светлана Владимировна унаследовала чудесный голос. Вместе с ней они часто поют романсы.
Желанный гость в этом доме – участковый терапевт Новолукомльской ЦРБ Ольга Владимировна Карпова. За внимательное и чуткое отношение Анна Евдокимовна ей очень благодарна. Ведь здоровье – самое главное богатство, которое с годами начинаешь ценить еще больше.

Сегодня  А.Е. Дробышева уже и не может сосчитать, какому количеству  чашничан  помогла появиться на свет!   За смену, особенно  в послевоенные годы,  принимала по пять — семь родов.   Главное – Анна Евдокимовна  не допустила ни одной смерти рожениц и младенцев.

Варвара ЮРКЕВИЧ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *