Пережитого новолукомчанкой Лидией Васильевной Лебедевой хватило бы на целый роман

Лебедева Л.В.

Пережитого новолукомчанкой Лидией Васильевной Лебедевой хватило бы на целый роман. В судьбе этой женщины было столько горя и слёз, что, казалось, из плена беды ей никогда не выбраться. Родилась в Запорожье, 7 лет провела в детском доме в Донецкой области, во время войны попала в Узбекистан, а в 1966-м оказалась в Беларуси. Сидя в её уютной квартире в центре города энергетиков, слушаю полный боли и горечи рассказ хозяйки. «Мои родители — казаки из Запорожской области, — знакомит Лидия  Васильевна со своей родословной, — жили в селе Орлянском.  В 1935-м семью раскулачили. Тут и начались мои мытарства. Не стало мамы, потом отца, и я оказалась в детском доме в Донецкой области. С этого времени потеряны все связи с родными. До сих пор ничего не знаю о судьбах брата и сестры. Меня никто никогда не искал.  Как-то задумала поехать на родину, расспросить земляков. Может, кто-то что-то знает о судьбе моих близких. Но так и не довелось…»

Война застала девочку-сироту в Донецкой области. Вместе с детским домом отправилась в эвакуацию в Узбекистан. Тяготы той дальней дороги сегодня и представить трудно: выехали летом — прибыли на место глубокой осенью. Девочке-шестикласснице вместе со сверстниками довелось работать по 12 часов в прядильном цехе текстильного комбината. Непосильный труд при скудном питании не замедлил сказаться на здоровье. Юная казачка оказалась  в больнице.  А когда вышла оттуда – эвакуированного детдома уже не было. Его попросту расформировали, отправив воспитанников в разные области Узбекистана. У подростка — ни угла, ни родных, ни знакомых, ни рубля на пропитание. Девочка-украинка в чужом краю пополнила армию беспризорников.

Спасением могла стать работа. Лида искала что-то подходящее для себя. Тогда у всех на слуху в Узбекистане  была начавшая строиться Беговатская  ГЭС. Беспризорная украинка скоро оказалась в потоке готовых искать счастье на станции. В Беговате попала в топографический отряд, в нём проработала до 1945-го.

Самым заветным желанием Лиды Лебедевой все военные годы была учёба. После Победы она решила поехать туда, где есть вечерняя школа.  Пути-дороги привели в Ташкент. Работала на текстильном комбинате, окончила вечернюю школу, заочно техникум с отличием, получила долж- ность сменного мастера. А каким счастьем казалась комната в девять квадратных метров, которую оставили   уехавшие в Россию знакомые! Здесь появился на свет её сын Серёжа.

Запорожская казачка пользовалась у узбеков авторитетом и уважением. Жизнь её стала налаживаться. Она любила сына, город, в котором жила, окружающих людей. Что ещё надо для счастья?

Но судьба готовила для неё новое испытание. Весной 1966-го по всему миру разнеслась весть о масштабном землетрясении в Ташкенте. Сильнейшие разрушения, смерть, паника, ужас — так выглядела узбекская столица тех дней.  Многое приходилось начинать сначала. Мама и сын уже не чувствовали себя в безопасности.  Встал вопрос о переезде.

Как раз тогда Лидии Васильевне выпало отправиться в командировку в Иваново. Природа края, куда она приехала, поразила её. В тех местах на Украине, где  довелось жить, берёзы не росли, тем более их не было в Узбекистане. Так получилось, что славянка впервые увидела берёзу в  сорокалетнем возрасте. «Вдоль дорог, — вспоминает Лидия Васильевна, — берёзовые аллеи. Мне показалось, что в этом дереве какая-то необыкновенная сила. Берёза напомнила о доме, семье, счастье и пробудила в душе столько добрых чувств, будто вернула материнскую ласку, которой я была обделена в сиротском детстве…».

По возвращении в Ташкент  обратилась в комиссию по переселению, попросив направить её туда, где есть берёзы, лес, вода и паровое отопление. Так в 1966-м  оказалась в городе энергетиков на белорусской земле.  Полвека минуло с тех пор. Вырос сын Сергей, известный фотограф на Чашниччине, есть внуки и правнуки. Лидия Васильевна никогда не пожалела о том, что связала свою судьбу с Чашниччиной.  Активная общественница, замечательная труженица была депутатом первого созыва Новолукомльского горсовета депутатов, пользуется заслуженным авторитетом в городе. Иногда с грустью вспомнит про Ташкент: как много хороших людей там осталось!

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *